1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 2051

За пределами обычного

Новые возможности и более полное использование потенциала и ресурсов компании находятся за пределами обычного. Надо посмотреть на ситуацию под другим углом зрения и понять, что реально изменить, куда перенаправить (инвестировать) ограниченные ресурсы (деньги, время, внимание) для достижения поставленных целей.

Приведем аналогию: каждый человек покупает продукты. Причем всегда есть альтернатива: закупать их на неделю или ежедневно. Вопрос, закупать продукты на неделю, ежедневно или одни товары — на неделю, другие — ежедневно, возникает в том случае, если часть приобретенного товара приходится выбрасывать: продукты имеют обыкновение портиться. Естественно, вкусный только свежий продукт. Пожалуй, именно это качество самое главное. Основная цель — сохранить и поддерживать здоровье при рациональном использовании ресурсов, оптимизировать расходы.

Для предприятий важны стабильность и здоровое состояние, которое означает более высокие темпы роста доходов по сравнению с затратами. Иначе неизбежна подсадка на кредитную иглу. Достигать и поддерживать такое состояние можно с помощью правильно спланированной программы продуктов (услуг) на предстоящий период. Такая программа формирует основные затраты компании и служит основным источником доходов и прибыли.

«ЭЖ» неоднократно писала о моделировании правильной программы продуктов. На этот раз рассмотрим, как, управляя структурой программы, можно управлять доходами компании и ее эффективностью.

С программой продуктов (услуг) в расчетах согласовывается потребность в ресурсах (сырье, материалах, топливе, электроэнергии и других затратных статьях), определяются выручка, прибыль, рентабельность. Соответственно формируется программа ключевых финансовых показателей на предстоящий период.

Многие компании упускают возможность управлять программой продуктов или услуг. Речь идет не о планировании объемов выпуска, а скорее об оптимизации структуры продуктов или услуг. Изменяя структуру (при неизменных объемах выпуска), можно спланировать максимальную прибыль или минимальные затраты на выпускаемую продукцию (оказываемые услуги) в зависимости от того, какую цель преследует компания.

Если компания выпускает большой ассортимент разнородной продукции и не собирается от него отказываться, в целях сохранения рынка сбыта вполне применим вариант расчета программы продуктов с использованием компонента программного продукта Excel «Поиск решения…».

Рассмотрим влияние управления структурой программы продуктов на экономические показатели работы компании на конкретном примере.

ПРИМЕР

Компания выпускает четыре вида разнообразной продукции. Для каждого из них характерны свои переменные затраты, себестоимость, цена, маржинальный доход и прибыль (табл. 1). Производственная мощность предприятия — 42 800 ед. Маркетинговые исследования определили возможные минимальные и максимальные объемы реализации каждого вида продукции на рынке (табл. 2) и предполагаемый вариант загрузки оборудования (программы продуктов) на месяц. Данные сведены в табл. 3.

В зависимости от сложившейся ситуации в компании и на рынке можно либо оставить исходный вариант, либо выбрать один из возможных вариантов программы:

1) с минимальной себестоимостью выпускаемой продукции;

2) с максимальной суммой прибыли;

3) с максимальным маржинальным доходом.

Для настройки компонента «Поиск решения…» необходимо на панели задач выбрать «Сервис» — «Надстройки…» и в появившемся диалоговом окне найти «Поиск решения…».

Для правильности расчетов в заполняемые итоговые ячейки и в ячейки, которые собирают информацию по всему выпуску, надо вносить формулы.

В появившемся диалоговом окне щелчком мыши устанавливаем целевую ячейку (в данном случае «Себестоимость выпуска»). Выбираем для нее минимальное значение.

Далее в окне «Изменяя ячейки» задаем диапазон ячеек («Выпуск продукции»), которые будут автоматически изменяться до тех пор, пока себестоимость выпуска не станет минимальной.

В окне «Ограничения» с помощью кнопки «Добавить» вводим допустимый диапазон выпуска по каждому ассортименту (табл. 2), определяем итоговый выпуск в количестве 42 800 ед. и указываем, что изменяемые ячейки должны быть целыми числами.

После того как установлена целевая ячейка, выбраны изменяемые ячейки и все необходимые ограничения, нажимаем кнопку «Выполнить».

Если все сделано правильно и вариант решения поставленной задачи существует, появится диалоговое окно «Результаты поиска решения». Для сохранения полученного результата нужно нажать кнопку «Сохранить найденное решение», затем «ОК». Полученные результаты представлены в табл. 3.

Варианты 2 и 3 практически идентичны варианту 1. Отличие лишь в выборе целевой ячейки. В случае с маржинальным доходом и прибылью целевая ячейка должна быть максимальной. Результаты расчетов см. в табл. 3.

При сохранении объемов производства и изменении программы продуктов изложенными выше способами можно спрогнозировать оптимальный выпуск продукции и получить желаемые целевые показатели — снижение себестоимости и повышение рентабельности (рост прибыли). Особое значение данные расчеты получают при составлении бизнеспланов и прогнозов развития.

Таблица 1

Параметры производственной программы

Продукция

Переменные затраты
на 1 единицу (руб.)

Себестоимость 1 единицы

(руб.)

Цена

(руб.)

Маржинальный доход

(руб.)

Прибыль

(руб.)

А

4431

4746

4778

347

32

Б

502

605

1562

1060

957

С

2039

2403

2595

556

192

Д

391

471

890

499

419

Таблица 2

Максимальные и минимальные объемы реализации продукции

Продукция

Минимальный объем, шт.

Максимальный объем, шт.

А

7850

8555

Б

17 600

18 500

С

2700

3500

Д

13 100

14 000

Таблица 3

Варианты производственной программы

Продукция

Выпуск, шт.

Переменные затраты
на 1 единицу (руб.)

Себестоимость 1 единицы(руб.)

Цена (руб.)

Маржинальный доход (руб.)

Прибыль(руб.)

Себестоимость выпуска (руб.)

Выручка
(руб.)

Маржинальный доход на весь выпуск (руб.)

Прибыль на весь выпуск(руб.)

Исходный вариант производственной прогрммы

А

8 150

4431

4746

4778

347,435

32,389

38 678 523

38 942 496

2 831 597

263 973

Б

18 000

502

605

1562

1059,519

957,297

10 884 650

28 116 000

19 071 350

17 231 350

С

3 150

2039

2403

2595

556,132

192,004

7 569 774

8 174 589

1 751 815

604 815

Д

13 500

391

471

890

499,283

418,690

6 362 677

12 015 000

6 740 323

5 652 323

Итого

42 800

63 495 623

87 248 085

30 395 085

23 752 462

Первый вариант расчетов: минимальная себестоимость

А

7 850

4431

4746

4778

347

32

37 254 773

37 509 030

2 727 366

254 257

Б

18 250

502

605

1562

1060

957

11 035 825

28 506 500

19 336 230

17 470 675

С

2 700

2039

2403

2595

556

192

6 488 377

7 006 790

1 501 556

518 413

Д

14 000

391

471

890

499

419

6 598 332

12 460 000

6 989 965

5 861 668

Итого

42 800

61 377 308

85 482 320

30 555 117

24 105 012

Отклонения от исходного варианта

–2 118 315

–1 765 764

160 032

352 551

Второй вариант расчетов: максимальная прибыль

А

7850

4431

4746

4778

347

32

37 254 773

37 509 030

2 727 366

254 257

Б

18 500

502

605

1562

1 060

957

11 187 001

28 897 000

19 601 110

17 709 999

С

2700

2039

2403

2595

556

192

6 488 377

7 006 790

1 501 556

518 413

Д

13 750

391

471

890

499

419

6 480 504

12 237 500

6 865 144

5 756 996

Итого

42 800

х

х

х

х

х

61 410 656

85 650 320

30 695 176

24 239 664

Отклонения от исходного варианта

–2 084 967

–1 597 764

300 091

487 202

Третий вариант расчетов: максимальный маржинальный доход

А

7850

0

4746

4778

4778

32

37 254 773

37 509 030

2 727 366

254 257

Б

18 500

0

605

1562

1562

957

11 187 001

28 897 000

19 601 110

17 709 999

С

3 350

0

2403

2595

2595

192

8 050 394

8 693 610

1 863 041

643 216

Д

13 100

0

471

890

890

419

6 174 153

11 659 000

6 540 610

5 484 847

Итого

42 800

х

х

х

х

х

62 666 322

86 758 640

30 732 127

24 092 318

Отклонения от исходного варианта

–829 301

–489 445

337 042

339 857