Рынок молока в РФ находится под сильным влиянием рынка молока других стран, поскольку Россия утратила продовольственную безопасность по этому продукту. Удельный вес импорта в общем объеме молочных ресурсов в 1992 г. составлял 6,12%, в 2005 г. — уже 21,32, в 2007 г. — 19,8%.
С 1992 г. поголовье коров в нашей стране сократилось более чем в два раза. Снизилось и производство молока: с 47,2 млн т в 1992 г. до 32, 2 млн т в 2008м.
Особенно резко возросла зависимость России от импорта животного масла. В 2007 г. импорт данного продукта составил более 47% от общего объема ресурса.
Большие надежды на исправление сложившейся ситуации возлагали на Федеральный закон от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию». Пока он только осложнил положение сельхозтоваропроизводителей, так как предъявляет большие требования к качеству сдаваемого ими молока. Но сегодня уже 81% молочной продукции выпускается в упаковке нового образца.
Все европейские страны субсидируют молочный бизнес. За производство молока крестьяне получают дотации на литр произведенной продукции. При снижении закупочных цен западноевропейские фермеры, объединенные в кооперативы, достаточно быстро реагируют акциями протеста, тем самым привлекая внимание к своим проблемам.
Средняя стоимость потребленных в домашних хозяйствах молока и молочных продуктов на одного члена домашнего хозяйства в месяц составляла 89 руб. в 2000 г., 219 руб. в 2005м и 294,2 руб. в 2007м. Это 3,9% среднедушевых месячных доходов в 2000 г., 2,71 —в 2005м и 2,34% — в 2007м.
Данный процесс происходил на фоне снижения душевого потребления молочных продуктов населением России. С 2000 г. ситуация начала немного выправляться. Если в 2000 г. все домашние хозяйства потребляли 199 кг молока и молочных продуктов в среднем на одного члена семьи (52% от уровня 1990 г.), то в 2007 г. — 246 кг. Это результат наличия достаточного слоя населения с низкими душевыми доходами. Об этом свидетельствуют данные о потреблении молока и молочных продуктов десятипроцентными группами населения. Так, в 2007 г. первая группа населения с наименьшими располагаемыми ресурсами потребляла в среднем в год на одного члена семьи 157 кг молока и молочных продуктов, а десятая — с наибольшими располагаемыми ресурсами — 300 кг.
Цена за один литр молока, поставляемого на рынок сельским хозяйством, по данным статистики, снижается незначительно. Но в масштабах страны это означает переливание большого количества финансовых ресурсов от реальных производителей продукта к розничной торговле. В таблице приведен расчет недополучения финансовых ресурсов сельхозтоваропроизводителями из-за сезонного снижения цен.
Таблица
Расчет недополученных финансовых ресурсов
за реализацию молока сельскохозяйственными товаропроизводителями из-за сезонного снижения цен за 2008 г.
| 
             Месяц  | 
             Объем 
                | 
             Объем 
                | 
             Закупочная 
                | 
             Стомость по закупочной 
                | 
             Стомость по закупочной цене марта, 
                | 
             Разница, 
                | 
| 
           1  | 
           2  | 
           3  | 
           4  | 
           5  | 
           6  | 
           7  | 
| 
           Март  | 
           2373  | 
           1250,57  | 
           12804,21  | 
           16,0  | 
           16,0  | 
           0  | 
| 
           Апрель  | 
           2777  | 
           1463,48  | 
           12120,19  | 
           17,7  | 
           18,7  | 
           1,0  | 
| 
           Май  | 
           3472  | 
           1829,74  | 
           11074,32  | 
           20,3  | 
           23,4  | 
           3,2  | 
| 
           Июнь  | 
           3631  | 
           1913,54  | 
           10273,35  | 
           19,7  | 
           24,5  | 
           4,8  | 
| 
           Июль  | 
           3655  | 
           1926,19  | 
           9773,30  | 
           18,8  | 
           24,7  | 
           5,8  | 
| 
           Август  | 
           3301  | 
           1739,63  | 
           9747,71  | 
           17,0  | 
           22,3  | 
           5,3  | 
| 
           Сентябрь  | 
           2848  | 
           1500,90  | 
           10069,26  | 
           15,1  | 
           19,2  | 
           4,1  | 
| 
           Октябрь  | 
           2402  | 
           1265,85  | 
           10353,32  | 
           13,1  | 
           16,2  | 
           3,1  | 
| 
           Ноябрь  | 
           2049  | 
           1079,82  | 
           10740,47  | 
           11,6  | 
           13,8  | 
           2,2  | 
| 
           Декабрь  | 
           2016  | 
           1062,43  | 
           10899,58  | 
           11,6  | 
           13,6  | 
           2,0  | 
| 
             Итого  | 
             31,6  | 
При проведении расчетов за основу взят коэффициент товарности сельскохозяйственного производства 2005 г. — 52,7% (наблюдается положительная динамика роста этого показателя). Расчеты из таблицы показывают, что в результате снижения закупочных цен на реализуемое молоко сельскохозяйственные товаропроизводители не получили 
  
31,6 млрд руб. выручки, что составляет 54,5% от всех затрат федерального бюджета на сельское хозяйство и рыболовство в 2008 г.
В 2009 г. ситуация повторяется. Производители сельхозпродукции вынуждены продавать молоко по ценам, которые диктуют монополисты-переработчики. По некоторым оценкам, на компании «Вимм-Билль-Данн», «Юнимилк», «Данон» приходится до 50% молочного бизнеса России.
Интересы различных участников процесса поступления молока населению — сельскохозяйственных товаропроизводителей, переработчиков и торговли — противоречивы. В качестве арбитра должно выступать государство. В зарубежных странах доля производителей сырого молока составляет 60% в конечной цене продуктов. Поэтому, на наш взгляд, необходимо на законодательном уровне закрепить конечную цену на молочные продукты, доля производителей должна составлять не менее 50%, переработчиков — 30, торговли — не более 20%.
В Липецкой области подписано соглашение об определении экономически обоснованной цены на молочное сырье, его переработку на социально значимые виды молочной продукции (молоко питьевое цельное пастеризованное жирностью не более 3,2%, кефир жирностью не более 3,2%, творог жирностью не более 9%). В единой формуле расчета предусмотрена закупочная базовая цена на сырое молоко не ниже 50% от средней розничной цены (по данным статистики). Представители торговых сетей берут на себя обязательство ограничить размер торговой надбавки на молоко и социально значимые виды молочной продукции 10% и исключить все виды бонусов. Это соглашение подписали 100 сельхозпредприятий, практически все молокозаводы региона и руководители шести основных предприятий розничной торговли. Соглашение пока не подписал лишь молочный комбинат «Липецкий» ОАО «Компании Юнимилк».
