1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1531

Сетям приказывают не развиваться

Законопроект о торговле одобрен правительством и отправлен на Охотный Ряд. В последний момент в нем внезапно появилась статья, запрещающая крупным продуктовым ритейлерам открывать новые магазины.

Это статья 16. Она гласит, что продуктовые сети с суммарным оборотом более 1 млрд руб., долей рынка более 25% в границах городского округа или муниципального района, а также в Москве и Санкт-Петербурге «не вправе приобретать для целей торговой деятельности по любым основаниям дополнительные торговые площади, в том числе путем введения в эксплуатацию новых торговых объектов, и участвовать в торгах по их приобретению».

«Под ограничение подпадает торговая сеть, соответствующая хотя бы одному из этих критериев, — прокомментировал эту статью агентству Reuters глава комитета Госдумы по экономической политике Евгений Федоров, добавив, что цель данной поправки — ограничение общенациональных сетей.

За несколько дней до появления поправки правительство гордо сообщало, что достигнут компромисс с ритейлерами. Данная статья объявилась уже после внесения законопроекта в Думу. Это значит, что компромисса нет, перемирие нарушено.

Reuters приводит мнения ритейлеров. «Глава может поставить крест на развитии сетевой торговли, поскольку 1 млрд руб. годового оборота — стандартный показатель для сети из 5—6 магазинов, — говорит глава X5 Retail Group Лев Хасис. — Мне известно, что в последний момент ФАС включила в текст законопроекта такие формулировки... Они настолько абсурдны, что, надеюсь, правительство их откорректирует и приведет в соответствие со здравым смыслом». «Наверное, это какой­нибудь рабочий пункт... Не может быть, чтобы запретили открывать новые магазины и развиваться. Весь смысл бизнеса от этого теряется...» — это слова главы компании «Магнит» Сергея Галицкого.

Иначе все объясняет депутат Госдумы, член комитета ГД по экономполитике и предпринимательству Константин Бесчетнов: «Азбучная истина гласит: стоимость продуктов питания снижается за счет конкуренции. Снизить цены может только приход на рынок новых крупных и небольших торговых сетей, представителей малого и среднего бизнеса: чем выше конкуренция, тем быстрее произойдет насыщение рынка». Но депутат опасается, что предлагаемые административные рычаги приведут лишь к увеличению числа надзирателей, мешающих развиваться российской торговле.