Президент РФ Дмитрий Медведев обязал Минфин России собирать на министерском официальном сайте отзывы о работе Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС). Собрали. Почитали. Ужаснулись.
Президент до последнего времени искренне полагал, что внедрение с 1 июля 2009 г. новой версии ЕГАИС снизит расходы ее пользователей. Вышло иначе: затраты алкогольных компаний на обслуживание системы значительно возросли. «ЭЖ» выяснила у участников алкогольного рынка, что их не устраивает в новой системе.
Главное: стоимость ежемесячного обслуживания после внедрения последней версии ЕГАИС у опрошенных «ЭЖ» предпринимателей увеличилась минимум на 7%, максимум — на 45%. Кроме того, дополнительных затрат потребовала и сама «перестройка». Так, SPI Group израсходовала 
  
1,4 млн руб. на обновление технических средств в соответствии с новыми системными требованиями, переобучение персонала в специализированных организациях, настройку программного обеспечения и приобретение счетчиков АсиУ. Такие расходы оправданы лишь в случае улучшения характеристик программы. Но качество работы ЕГАИС сегодня по-прежнему оставляет желать лучшего.
Основная проблема при работе с системой, предназначенной для контроля за объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, — интерфейс программы. В частности, для внесения одной позиции накладной (а их число в одном документе иногда достигает нескольких сотен) требуется около двух минут. Реализованная в программе функция импорта из бухгалтерских документов работает только для продукции отечественных производителей. Поэтому крупному предприятию, работающему с импортом, понадобится неделя, чтобы внести информацию о дневных отгрузках в режиме online. Пока этот недостаток ЕГАИС не будет устранен, компаниям придется контактировать с налоговыми службами напрямую, представляя сведения на бумаге. Интересно, что старая версия работала гораздо быстрее: обновленная программа фиксирует малейшие действия оператора от открытиязакрытия накладной до просмотра справочника. Такой тотальный контроль тормозит работу системы в целом.
Таблица
Показатели работы предприятий по производству и обороту спирта этилового,
спиртосодержащей и алкогольной продукции по России за январь — май 2009 г.
| 
             Наименование продукции  | 
             Количество отчитавшихся предприятий  | 
             Произведено  | |||
| 
             тыс. дкл  | 
             в % к  | ||||
| 
             за отчетный месяц  | 
             за период 
                | 
             соответствующему месяцу прошлого года  | 
             соответствующему периоду с начала прошлого года  | ||
| 
           Спирт этиловый из пищевого сырья  | 
           122  | 
           3516,38  | 
           17596,93  | 
           98,1  | 
           100,7  | 
| 
           Спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья  | 
           120  | 
           3124,29  | 
           16407,62  | 
           88,2  | 
           95,0  | 
| 
           Спирт этиловый технический синтетический  | 
           1  | 
           532,85  | 
           802,24  | 
           58,6  | 
           23,7  | 
| 
           Спирт этиловый технический гидролизный  | 
           5  | 
           24,67  | 
           165,79  | 
           107,2  | 
           117,0  | 
| 
           Спирт этиловый технический сульфитный  | 
           1  | 
           —  | 
           1,75  | 
           —  | 
           —  | 
| 
           Спирт денатурированный (денатурат) из пищевого сырья  | 
           8  | 
           305,10  | 
           1896,33  | 
           в 2.1 р.  | 
           в 2.5 р.  | 
| 
           Спирт этиловый технический денатурированный  | 
           2  | 
           366,79  | 
           1007,96  | 
           45,9  | 
           35,2  | 
| 
           Водка и ликеро-водочные изделия  | 
           272  | 
           8584,96  | 
           38771,99  | 
           82,5  | 
           81,3  | 
| 
           Вина виноградные  | 
           209  | 
           4498,98  | 
           18843,20  | 
           93,6  | 
           92,3  | 
| 
           Вина плодовые  | 
           66  | 
           402,37  | 
           1532,13  | 
           123,4  | 
           101,5  | 
| 
           Коньяки  | 
           101  | 
           794,44  | 
           4269,35  | 
           124,5  | 
           128,5  | 
| 
           Вина шампанские и игристые  | 
           37  | 
           1013,38  | 
           5316,64  | 
           68,6  | 
           79,9  | 
Источник: Росстат
Еще один пример, характеризующий непродуманность программы: производитель, которого компания заносит в «Справочник: иностранные организации», автоматически попадает в общую базу данных, доступную всем пользователям ЕГАИС. Если каким-либо участникам системы этот производитель не нужен, они могут удалить его из справочника — «перенести» в архив. На следующий день его перестанут видеть абсолютно все пользователи, в том числе компания, которая внесла запись о нем. Сложность в том, что и восстановить компанию из архива может только тот, кто его туда поместил. Так, недавно одна организация неделю не могла найти клиента, поместившего производителя в архив. Из-за таких казусов, о которых каждый пользователь ЕГАИС может рассказывать часами, предприятиям приходится нанимать дополнительный персонал, тратить время из-за вынужденных простоев, а значит, терять деньги.
Отвечая на вопрос «ЭЖ», что нужно сделать для совершенствования работы ЕГАИС, многие респонденты называли радикальную меру — полный отказ от программы. Но все считают, что систему надо существенно упростить.
«Изначально ЕГАИС была сильно перегружена дополнительными, не совсем нужными функциями, что усложнило не только ее внедрение, но и последующую эксплуатацию. Система периодически «зависает», что требует вмешательства программистов», — отметил Прохор Малютин, PR-директор ОАО «Синергия». Он подчеркнул, что помимо технической составляющей важно, чтобы ЕГАИС не только существовала как инструмент пополнения бюджета государства, но и обеспечивала условия для добросовестной конкуренции. Сейчас добросовестным производителям трудно бороться с нелегальными, которые не охвачены системой и соответственно не платят налогов.
«Если допустить возможность реального изменения методов работы, то необходимо существенно упростить клиентскую часть программы ЕГАИС-ГНИВЦ, увеличить уровень категории продукта в отчетности — отказаться от сорта продукции, оставив только ее вид, исключить ввод в ЕГАИС данных, не связанных с контролем и учетом. Текущий объем передачи данных влечет частые перегрузки каналов связи и регулярные сбои ввода», — отметил в разговоре с корреспондентом «ЭЖ» Андрей Скурихин, акционер SPI Group.
Сам факт, что государство уделяет пристальное внимание ЕГАИС, вселяет оптимизм в представителей алкогольных компаний. Тем не менее участники алкогольного рынка предостерегают чиновников, что положительный сдвиг в функционировании ЕГАИС, которого сегодня требует Президент РФ, будет достигнут, только если реально провести серьезную работу по модернизации системы. Для этого в первую очередь необходима «обратная связь» с министерством об устранении пробелов в работе программы. Сегодня предприниматели ощущают недостаток такого взаимодействия. Например, на сайте разработчика программы ЕГАИС в разделе часто задаваемых вопросов последние изменения датируются декабрем 2009 г. Хотя, казалось бы, при внедрении новой версии программы техническая помощь пользователям должна оказываться постоянно.
