1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1289

Кто выигрывает

Полиграфические предприятия, сделавшие ставку на производство упаковки, могут спасти бизнес в условиях кризиса. По мнению участников Международного делового форума «Стратегические решения для российской индустрии упаковки», прошедшего в рамках выставки «Росупак-2009», этот сценарий, подготовленный десять лет назад, должен сейчас сработать.

Объем отечественного рынка упаковки в 2008 г. превысил 300 млрд руб. 80% отрасли приходилось на продукцию отечественного производства. В России изготовлением упаковки занимаются более 4 тыс. предприятий, относящихся в основном к малому и среднему бизнесу. Сегодня житель российского мегаполиса использует в год до 150 кг упаковки. По этому показателю наша страна значительно отстает от Европы, где один человек в год расходует до 200 кг пакетов, коробок и оберток.

В кризис спрос на упаковочную продукцию начал снижаться. По оценкам экспертов, в 2009 г. его падение может составить до 30%. Основная причина — изменение структуры платежеспособного спроса на товары отечественных производителей. Так, в январе — апреле 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. производство соков снизилось на 43,8%, чая — на 31,2, лекарств — на 16,1, животного масла — на 10,8, кондитерских и колбасных изделий — на 9,3 и 9,9% соответственно. 38% всех упаковочных материалов, производимых в РФ, приходится именно на продовольственную группу. Динамика непродовольственных товаров тоже неутешительна, особенно в сегменте бытовой техники, где производство телевизоров упало на 42,2%, холодильников — на 36,1, керамических плит — на 19,3, стиральных машин — на 25,2%.

Снижение объема спроса на упаковку спровоцировало ценовой демпинг на рынке. Кроме того, возникла проблема после вступления в ВТО Украины. Эта страна теперь закупает практически все виды сырья с нулевой пошлиной и экспортирует в Россию большое количество готовой упаковки также бесплатно, что в первую очередь отражается на секторе гибкой упаковки. «Мы этот вопрос пытались решать на всех государственных уровнях. Даже было предложение поднять пошлины на готовые изделия, к чему наш рынок в общем­-то не готов. Пока решение проблемы не найдено», — говорит Александр Бойко, председатель подкомитета по развитию индустрии упаковки ТПП России и исполнительный директор Национальной конфедерации упаковщиков (НКПак).

В их отношениях с поставщиками сырья кризис отчасти сыграл на руку отечественным производителям упаковки. Сырьевой рынок олигопольный: в каждом секторе, как в картонной, так и полимерной группе, работают 2—3 производителя. Ограниченное число сырьевиков приводило к тому, что дебиторская задолженность упаковщиков всегда была в 3—4 раза выше кредиторской. Благодаря кризису произошло перераспределение в структуре задолженности, так как у сырьевых компаний возникла потребность в поддержании спроса. Заводам по выпуску сырья для упаковочной отрасли, которые не пошли навстречу своим клиентам, пришлось думать, куда девать избыточные мощности.

Сегодня большинство контрактов на упаковочном рынке заключаются напрямую между производителем и продавцом и лишь около 22% от общего числа сделок — через посредников. Упаковочный рынок стал основным потребителем таких ресурсов, как картонная бумага, полимерное сырье, алюминий и стекло.

Одновременно повышение стоимости кредитных ресурсов и рост цен на импортное сырье привели к изменению структуры потребления упаковки отечественными производителями продуктов. Все меньше заводов заказывают упаковку премиум­класса, довольствуясь упрощенными видами. Еще один популярный сегодня способ удешевления конечного продукта компании — переход на экономные способы печати на упаковке и этикетках. Но, по всем расчетам, потребность в качественной упаковке будет расти и выиграют те, кто вложится в эту отрасль сейчас. Это прекрасно понимают полиграфисты, которые выиграют одними из первых.