Страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

| статьи | печать
 

I. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 

Законодательство об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее страхование от несчастных случаев) регулирует две сферы общественных отношений:
1) отношения связанные с социальным обеспечением застрахованных в случае наступления страхового случая;
2) отношения по уплате страховых взносов;
В предложенном материале мы рассмотрим только те вопросы, которые связаны с уплатой взносов в ФСС на страхование от несчастных случаев. Порядок выплат по социальному обеспечению будет рассмотрен в последующих номерах нашего журнала.
Особенностью правового регулирования обязательного социального страхования от несчастных случаев является то, что существенные элементы тарифообложения установлены в разных нормативных актах:
Федеральный закон от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" - устанавливает плательщиков страховых взносов (страхователей).
Федеральный закон от 02.01.2000 N 10-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" - определяет объект тарифообложения и ставки страховых взносов, а также льготы.
"Правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", утв. Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 184 - определяют порядок исчисления и уплаты взносов.
"Правила отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска", утв. Постановление Правительства от 31.08.99 N 975 - распределяют отрасли экономики по классам в целях определения страхового тарифа.
Кроме этого необходимо отметить следующее. Страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев по своей правовой природе представляют собой налоговые платежи, поскольку отвечают всем их признакам. Напомним, что под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст.8 НК РФ).
Учитывая это можно сделать вывод, что на отношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев распространяются также и нормы части первой Налогового кодекса РФ. Данный вывод подтверждается в частности тем, что начисление пени на задолженность по обязательным перечислениям в ФСС, а также применение финансовых санкций к плательщикам страховых взносов и банкам при нарушении ими порядка уплаты (перечисления) страховых взносов в Фонд и регистрации в качестве страхователей осуществляется в соответствии с частью первой Налогового кодекса (ст.10 Федерального закона от 02.01.2000 N 24-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2000 год", Письмо ФСС от 06.04.2000 N 02-18/05-2322).
Помимо этого, в п.1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 12.07.2000 N 55 "Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с уплатой страховых взносов в ПФР" было сказано, что требования части первой Налогового кодекса РФ распространяются на отношения, связанные с уплатой страховых взносов в ПФР. Поскольку взносы в ФСС имеют сходное правовое положение со взносами в ПФР, то можно утверждать что на взносы по страхованию от несчастных случаев требования части первой НК РФ распространяются точно так же.
Следует однако отметить, что в соответствии со ст.11 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах" (вступит в силу с 1 января 2001 года) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев не включаются в состав единого социального налога и уплачиваются в соответствии с законами об этом виде социального страхования. Однако, по мнению автора данное положение не является препятствием для распространения первой части НК на этот вид страховых взносов.  

II. ПЛАТЕЛЬЩИКИ  

Плательщиками страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев являются:
- физические и юридические лица, в случае, если у них имеются наемные работники, работающие по трудовым договорам;
- физические и юридические лица, в случае если обязанность уплачивать страховые взносы предусмотрена в гражданско-правовом договоре с физическим лицом (застрахованным).  

ПРИМЕР 1.
По договору между предприятием и физическим лицом гражданин обязался выполнить ремонт транспортного средства, принадлежащего предприятию. Стоимость работ по договору составила 5 000 рублей. При заключении договора стороны пришли к соглашению о том, что предприятие выступит страхователем гражданина по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
При выполнении работ по ремонту автомобиля в результате несчастного случая гражданин получил тяжелую травму.
Согласно "Общесоюзному классификатору "Отрасли народного хозяйства" (ОКОНХ), деятельности по ремонту машин и оборудования присвоен код 14900. Согласно Постановлению N 975 вид деятельности с данным кодом относится к шестому классу профессионального риска. Тариф установлен в размере 1,8%. Соответственно предприятие обязано уплатить в ФСС 90 руб. (5000 руб. * 1,8%).
Конец примера.  

К плательщикам относятся в том числе иностранные физические и юридические лица, осуществляющие деятельность на территории РФ.
Следует обратить внимание, что в ст.3 Закона 125-ФЗ сказано, что к страхователям относятся "...в том числе и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность на территории РФ и нанимающие ГРАЖДАН РФ...". Однако страхованию подлежат не только граждане РФ, но и иностранные граждане и лица без гражданства (п.2 ст.5 Закона N 125-ФЗ). Кроме того в "Правилах начисления...", утв. Постановлением N 184 данная норма сформулирована уже без слов "...нанимающие граждан РФ...".
Поэтому, видимо плательщиками будут также являться и те иностранные организации, которые осуществляют свою деятельность в РФ и нанимают по трудовому договору иностранных граждан или лиц без гражданства.
Спорным остается вопрос о том следует ли уплачивать страховые взносы плательщикам единого налога на вмененный доход. По нашему мнению, взносы уплачивать не надо. Это объясняется тем, что в соответствии со ст.1 Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход" с плательщиков этого налога не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды (в том числе и в ФСС). В данном случае следует исходить из буквального содержания правовой нормы. Если в законе сказано, что плательщики единого налога страховые взносы не платят, - значит так и должно быть до тех пор пока это положение не будет изменено или в ином федеральном законе не будет предусмотрено исключение.
По нашему мнению, не имеет значения то обстоятельство, что Федеральный закон N 148-ФЗ был принят до вступления в силу законодательства о страховании от несчастных случаев.
Тем не менее надо учитывать, что Минфин РФ занял прямо противоположную позицию, согласно которой плательщики единого налога обязаны отчислять взносы на страхование от несчастных случаев (см официальную переписку Минфина - Письма от 08.06.2000 N 04-05-19 и от 29.05.2000 N 04-04-07).
Точку зрения Минфина РФ нельзя назвать правомерной, поскольку ст.1 Закона о едином налоге содержит императивную норму, согласно которой лица, перешедшие на уплату единого налога, взносы во внебюджетные фонды не уплачивают, при этом для взносов на страхование от несчастных случаев законодательством не делается каких-либо исключений.
Обращаем внимание читателей, что если плательщик кроме деятельности, по которой он переведен на уплату единого налога, осуществляет и другие виды деятельности, то по ним он уплачивает страховые взносы в общеустановленном порядке.  

III. ОБЪЕКТ ТАРИФООБЛОЖЕНИЯ  

Закон N 10-ФЗ предусматривает следующий объект тарифообложения:
- начисленная оплата труда по всем основаниям (доход) в пользу физических лиц, работающих по трудовому договору. То есть объект тарифообложения возникает независимо от факта выплаты заработной платы.
- сумма вознаграждения по гражданско-правовому договору, если обязанность страхователя по уплате взносов предусмотрена в этом договоре.
К "физическим лицам, работающим по трудовым договорам" на оплату труда которых, начисляются взносы, следует относить как штатных работников, так и внештатных, а также сезонных и временных.
Объект тарифообложения определен не совсем понятно. Начисленная оплата труда всегда представляет собой доход работника, но не всякий доход, выплаченный работодателем, является оплатой труда.
Очень часто предприятия выдают отдельным работникам разнообразную материальную помощь, делают подарки, оплачивают за них всевозможные товары и услуги, при этом все эти выплаты к заработной плате прямого отношения не имеют. Должны ли начисляться в этом случае страховые взносы на страхование от несчастных случаев? По видимому нет. По мнению автора, формулировка Закона N 125-ФЗ позволяет сделать вывод, что тарифообложению подлежат лишь те суммы, которые начисляются работнику в связи с исполнением работником трудовых обязанностей. Кроме того в п.2 ст.12 Закона N 125-ФЗ указано, что при расчете среднего заработка в целях выплаты страхового возмещения не должны учитываться выплаты единовременного характера, в том числе единовременные премии и другие выплаты, не входящие в действующую у страхователя систему оплаты труда. Аналогичная логика рассуждений, но только относительно страховых взносов в ПФР, содержиться в п.2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 12.07.2000 N 55.
Однако, в отсутствие судебной практики и официальных разъяснений исполнительных органов власти к этому вопросу следует подходить с определенной осторожностью. Возможно, что свою позицию предприятию придется отстаивать в суде.
Следует обратить особое внимание, что страховые взносы не начисляются на выплаты, предусмотренные Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.07.99 N 765, за исключением вознаграждения, выплачиваемого гражданам на основании гражданско-правового договора, если указанным договором предусматривается уплата страховых взносов (п.4 Правил начисления..., утв Постановлением N 184).  

IV. ТАРИФЫ СТРАХОВОГО ВЗНОСА  

Тариф страхового взноса устанавливается для плательщика следующим образом:
1) определяется к какой отрасли (подотрасли) экономики относится предприятие-плательщик и его структурные подразделения, для чего следует руководствоваться "Общесоюзным классификатором "Отрасли народного хозяйства" (ОКОНХ), утв. Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР 01.01.76;
2) Руководствуясь Правилами отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска, утв. Постановлением Правительства РФ N 975 определяется какой класс профессионального риска соответствует данной отрасли экономики;
3) На основании Закона N 10-ФЗ определяется какой тариф страхового взноса соответствует этому классу профессионального риска.
При этом следует учитывать следующие.
Решение об отнесении конкретного предприятия к тому или иному классу профессионального риска, принимает соответствующий филиал ФСС, при этом он должен руководствоваться указанными выше Правилами. Согласно этим Правилам страхователи подлежат отнесению к той отрасли, которой соответствует их основная деятельность. А если страхователь осуществляет свою деятельность по нескольким отраслям (подотраслям) экономики, то он подлежит отнесению к той из них, которая имеет наиболее высокий класс профессионального риска (п.8 Правил).
Если у организации имеются структурные подразделения, которые осуществляют внутренние перевозки, снабженческо-сбытовую деятельность, а также организации и пункты связи, машиносчетные станции, а также базы и склады организации, не выделенные в самостоятельные учетные единицы, они учитываются по основной деятельности этой организации.
Подсобно-вспомогательные производства (подразделения) организации, осуществляющие, независимо от специализации другие виды производственной деятельности и выделенные в ее структуре в самостоятельные учетные единицы (например, жилищно-коммунальные, медицинские, культурно-бытовые, промышленные, сельскохозяйственные, строительные, торговые и др.), являются самостоятельными классификационными единицами и подлежат отнесению к отраслям (подотраслям) экономики, которым соответствует их деятельность (пп.9-10 Правил).
Хотелось бы отметить, что применение отделениями ФСС указанных Правил на практике вызывает многочисленные вопросы у плательщиков страховых взносов. В качестве примера приведем некоторые из наиболее часто встречающихся ситуаций.  

ПРИМЕР 2.
Предприятие занимается исключительно торговлей, но учредительные документы в свое время были составлены по общепринятому шаблону, то есть в разделе о предполагаемой деятельности произвольно перечислено около двадцати видов деятельности, в том числе и строительство, что было отражено в присвоенных кодах ОКОНХ.
На основании присвоенных кодов отделение ФСС отнесло предприятие к той отрасли, которой соответствует наиболее высокий класс профессионального риска, то есть к строительству. Хотя этим видом деятельности организация никогда не занималась.
Конец примера.  

По нашему мнению правомерность установления тарифа по обязательному страхованию от несчастных случаев, только лишь на основании формальных признаков (а именно на основании кодов ОКОНХ, содержащихся в информационном письме органа государственной статистики), без учета реально осуществляемой страхователем деятельности, - можно поставить под сомнение. Такой подход будет противоречить пп.8-10 Постановления Правительства РФ N 975, где предусмотрено, что отнесение предприятия к той или иной отрасли экономики осуществляется в зависимости от ФАКТИЧЕСКИ ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ деятельности.
Решить возникшую проблему предприятие может несколькими способами.
1) Обратиться в территориальное отделение ФСС, с заявлением присвоить класс профессионального риска, в соответствии с фактически осуществляемой деятельностью.
2) В случае отказа, обратиться в орган статистики с заявлением о выдачи вашему предприятию нового информационного письма с присвоенными кодами ОКОНХ, которые бы соответствовали реально осуществляемой предприятием деятельности. И на основании нового информационного письма обратиться с заявлением об изменении вам страхового тарифа.
3) Либо обратиться с жалобой на решение филиала ФСС об отнесении вашего предприятия к более высокому классу риска в вышестоящий орган ФСС (региональное отделение ФСС) и (или) подать иск в арбитражный суд о признании недействительным указанного решения филиала ФСС.  

ПРИМЕР 3.
Предприятию, осуществляющему деятельность по ремонту промышленного оборудования присвоен высокий класс профессионального риска. Страховые взносы исчислены отделением ФСС исходя из тарифа, установленного для этого класса, всем работникам предприятия, хотя половина сотрудников этого предприятия непосредственно на ремонтных работах не занята.
По нашему мнению, в приведенном примере, отделением ФСС страховые взносы были исчислены правильно.
Исключение из общего порядка составляют лишь те случае, когда предприятие имеет подсобно-вспомогательные производства (подразделения), осуществляющие независимо от специализации предприятия другие виды производственной деятельности и выделенные в его структуре в самостоятельные учетные единицы.  

V. ПОРЯДОК УПЛАТЫ  

Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве уплачиваются в срок, установленный для получения (перечисления) в банках или иных кредитных организациях средств на выплату заработной платы за истекший месяц лицам, принятым по трудовому договору.
Те страхователи, которые платят взносы на основании заключенных с застрахованным гражданско-правовых договоров, обязаны перечислить суммы взносов в срок, установленный ФСС (п.6 Правил начисления..., утв. Постановлением N 184).
Сумма платежей по обязательному социальному страхованию определяется как разница между начисленными страховыми взносами (включая пени) и суммой расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным (п.9 Правил начисления..., утв. Постановлением N 184). Страхователи, не выплачивающие застрахованным обеспечение по страхованию, перечисляют страховщику всю сумму начисленных страховых взносов. Если же у страхователя недостаточно средств или расходы на выплату обеспечения превышают сумму начисленных страховых взносов и пеню, то страховщик (ФСС) перечисляет предприятию недостающую сумму.  

ПРИМЕР 4.
Предприятие, торговли начислило заработную плату работникам за месяц в размере 900 000 руб. При этом предприятие ежемесячно выплачивает грузчику магазина, получившего травму при исполнении служебных обязанностей, страховое возмещение в размере 2000 руб.
Сумма страховых взносов на страхование от несчастных случаев, которая подлежит перечислению в ФСС определяется следующим образом.
1) Страхователь как предприятие торговли относится ко 2-му классу профессионального риска, соответственно тариф страховых взносов составляет 0,3%. Сумма начисленных страховых взносов за месяц составит:
900 000 * 0,3% / 100% = 2 700 руб.
2) Сумма страховых взносов, подлежащая перечислению в ФСС, составит:
2 700 руб. - 2 000 руб. = 700 руб.
Конец примера.  

Особый порядок перечисления средств на осуществление обязательного страхования от несчастных случаев предусмотрен ст.23 Законом N 125-ФЗ при ликвидации страхователя. Ликвидируемые предприятия обязаны вносить в ФСС капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством РФ. Однако на сегодняшний день такой порядок пока не определен.  

VI. ЛЬГОТЫ  

Льготы по уплате страховых взносов на страхование от несчастных случаев предусмотрены только в Законе 10-ФЗ. Согласно части второй ст.2 этого Закона страховые взносы на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний разрешено уплачивать в размере 60% от установленного тарифа следующим организациям:
1) общероссийским общественным организациям инвалидов (в том числе созданным как союзы общественных организаций инвалидов) при условии, что инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун, попечитель) составляют не менее 80 процентов среди их членов, а также их региональные и территориальные организации.
2) организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов, их региональных и территориальных организаций, при условии, что численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%.
3) организации, единственным собственником которых являются общероссийские организации инвалидов, их региональные и территориальные организации.
Как можно заметить положения о льготах полностью повторяет нормы п."б" ст.6 Федерального закона от 20.11.99 N 197-ФЗ "О тарифах страховых взносов... на 2000 год".
Следует отметить одно обстоятельство. В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 23.12.99 N 18-П п."б" ст.6 Закона о тарифах на 2000 год в той части в которой данная норма не освобождает от взносов во внебюджетные фонды общественные организации инвалидов, был признан неконституционным. Часть вторая ст.87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ" предусматривает, что признание нормативного акта либо отдельных его положений не соответствующими Конституции является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на нормативном акте, признанным неконституционным, либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения.
Таким образом, от взносов на страхование от несчастного случая должны освобождаться все общественные организации инвалидов при условии, что инвалиды и их законные представители составляют не менее 80% среди их членов, а не только общероссийские. В случае спора с органами ФСС плательщика можно рекомендовать обратиться в суд.  

VII. УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ  

Страхователи обязаны вести учет:
1) начисленных страховых взносов (пеней, штрафов) по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев.
2) расходов на выплату застрахованным обеспечения по страхованию, по их видам и т.д. (согласно отчетности);
3) сумм по расчетам со страховщиком по средствам на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев.
И ежеквартально составлять отчетность по средствам на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В связи с введением новых страховых взносов утверждена новая форма расчетной ведомости по средствам ФСС (форма N 4-ФСС). В отличии от старой в новую форму расчетной ведомости добавлены дополнительные листы для расчета страховых взносов от несчастных случаев.  

VIII. РЕГИСТРАЦИЯ СТРАХОВАТЕЛЕЙ  

Законом N 125-ФЗ установлены следующие сроки регистрации:
- страхователей - юридических лиц - в 10-дневный срок со дня их государственной регистрации;
- страхователей - физических лиц, нанимающих работников на основании трудового договора, - в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора с первым из нанимаемых работников;
- страхователей, обязанных уплачивать страховые взносы на основании гражданско-правового договора, - в 10-дневный срок со дня заключения указанного договора.
Факт регистрации страхователя страховщиком удостоверяется страховым свидетельством по утвержденной страховщиком форме, которая утверждена Постановлением ФСС от 04.11.99 N 70.
Перерегистрация страхователей проводится в сроки, установленные страховщиком (ФСС).  

IX. ИСТОЧНИКИ УПЛАТЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ  

Страховые взносы включаются либо в себестоимость продукции (работ, услуг) (подп."э" п.2 Положения о составе затрат...), но при условии, что сами выплаты, на которые начисляются указанные взносы, относятся на себестоимость продукции (работ. услуг), либо в смету расходов на содержание страхователя. Штрафы уплачиваются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, или из сметы расходов на содержание страхователя.
Следует учитывать, что при отсутствии прибыли работодатели могут суммы указанных штрафов включать в себестоимость продукции (работ, услуг) (п.2 ст.22 Закона 125-ФЗ). Надо заметить, что данный вид расходов специально не предусмотрен в Положении о составе затрат..., утв. Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552.
Бухгалтерам необходимо вместо одного субсчета "Расчеты по социальному страхованию" вести два:
- "Расчеты по государственному социальному страхованию";
- "Расчеты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".  

ПРИМЕР 3.
Хлебокомбинат, начислил работникам заработную плату за октябрь 2000 года в размере 400 000 руб. Пособия по временной нетрудоспособности (не связанные с несчастными случаями и профессиональными заболеваниями) были начислены за этот период в размере 5000 руб. За этот же период начислено страховое возмещение работнику, получившему травму в результате несчастного случая на производстве в размере 2 000 рублей.
Согласно Классификатору отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) предприятию присвоен код 18113 (хлебопекарная промышленность). Таким образом, страховые взносы на страхование от несчастных случаев предприятие должно уплачивать по тарифу 6-го класса профессионального риска, как предприятие пищевой промышленности, то есть в размере 1,8% от начисленной оплаты труда.
В учете это отражается следующим образом:
Дт.20 - Кт.70 - 400 000 руб. - начислена заработная плата рабочим за октябрь 2000 года;
Дт.20 - Кт.69 субсчет "Расчеты по социальному страхованию" - 21 600 руб. (400 000 руб. * 5,4%) - начислены страховые взносы в ФСС с заработной платы за октябрь;
Дт.20 - Кт.69 субсчет "Расчеты по страхованию от несчастных случаев" - 7 200 руб. (400 000 руб. * 1,8%) - начислены страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев за октябрь;
Дт.69 субсчет "Расчеты по социальному страхованию" - Кт.70 - 5 000 руб. - начислены пособия по временной нетрудоспособности;
Дт.69 субсчет "Расчеты по страхованию от несчастных случаев" - Кт.70 - 2000 руб. - начислено страховое возмещение за октябрь пострадавшему работнику.
Дт.69 субсчет "Расчеты по социальному страхованию" - Кт.51 - 16 600 руб. (21 600 - 5 000) - перечислены страховые взносы на социальное страхование;
Дт.69 субсчет "Расчеты по страхованию от несчастных случаев" - Кт.51 - 5 200 руб. (7 200 - 2 000) - перечислены страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев.  

X. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  

Закон 125-ФЗ предусматривает достаточно суровые меры ответственности за нарушение законодательства об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Так за несвоевременное перечисление страховых взносов на страхование от несчастных случаев в ФСС установлена пени в размере 0,5% суммы за каждый день просрочки.
При сокрытии или занижении страхователем размера начисленной оплаты труда взысканию подлежит вся сумма страхового взноса от сокрытого или заниженного размера начисленной оплаты труда с начислением указанной выше пени. Кроме того, ФСС налагается на предприятие штраф в размере сокрытой или заниженной оплаты труда.
Однако, эти меры ответственности, предусмотренные в Законе 125-ФЗ, НЕ ПРИМЕНЯЮТСЯ.
Дело в том, что гораздо позже Закона 125-ФЗ был принят Федеральный закон от 02.01.2000 N 24-ФЗ О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2000 год", согласно ст.10 которого начисление пеней на задолженность по обязательным перечислениям в ФСС, а также применение финансовых санкций к плательщикам страховых взносов при нарушении ими порядка уплаты (перечисления) страховых взносов в и регистрации в качестве страхователей ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ЧАСТЬЮ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА. Это подтверждено также и в Постановлении ФСС от 10.01.2000 N 1 "О начислении пени на недоимку по платежам в фонд и применение мер ответственности к страхователям и банкам за нарушение порядка уплаты страховых взносов".
Следует отметить одну особенность. Во втором предложении ст. 10 Закона N 24-ФЗ по аналогии со ст.117 НК РФ предусматривается взыскание штрафа за ведение деятельности организации без регистрации в качестве страхователя в исполнительном органе фонда. При этом в отличии от НК в Законе о бюджете предусматривается штраф в размере 10% не от доходов, полученных в результате такой деятельности, сведениями о которых исполнительные органы фонда исходя из своей компетенции не располагают, а от выплат начисленных в пользу работников (Письмо ФСС от 11.01.2000 N 02-18/05-52 "О федеральном законе о бюджете фонда соц. страх на 2000").