Герман Греф взялся изучать финансовые настроения

| статьи | печать

Центр макроэкономических исследований Сбербанка России объявил о введении совместно с Левада­Центром сводного Индекса финансовых настроений, который в ежемесячном режиме будет отражать изменения спроса населения на финансовые услуги. В условиях экономического кризиса и безрадостного, в том числе финансового, настроения россиян это тем более грамотное решение.

Во многих странах мира власти и бизнес регулярно и внимательно изучают экономические настроения населения. Не из любопытства, конечно, а чтобы принимать правильные управленческие решения и не тратить впустую деньги в производство неходовых товаров и услуг, перестраивать его под изменение конечного спроса.

Такие массовые наблюдения, как правило, и отражают разного рода сводные индексы. К  примеру, Росстат ежеквартально выводит Индекс потребительской уверенности россиян. Левада­Центр рассчитывает Индекс потребительских настроений. Вероятно, поэтому к его опыту и обратился Сбербанк.

Полезность подобного рода индексов еще и в том, что они отражают настрой населения не только на данный момент, но и на ближайшую перспективу. Вводимый Сбербанком Индекс финансовых настроений из того же ряда. И его появление дей­ствительно актуально: в условиях снижения доходов населения, проблем с ликвидностью в банковской системе и кредитованием реального сектора отслеживать желание населения делать сбережения самому народному банку страны положение обязывает.

Поскольку в рамках этого проекта проведен первый опрос, говорить о какой­то динамике Индекса пока не приходится. Его зачинатели, опираясь на вопросы, которые имеются и в других исследованиях Левада­Центра, лишь сообщают, что в мае доля респондентов, чье материальное положение за последний год ухудшилось, росла: 32% — в декабре 2008го, 48 — в феврале нынешнего и 50% — в мае.

Но майский опрос показывает рост ожиданий граждан по поводу будущих изменений личного материального положения и улучшения экономической ситуации в стране по сравнению с февральским минимумом. А исходя из исторических данных ответов на эти вопросы делается осторожное предположение, что сейчас потребительские настроения улучшаются. Возможно, улучшится и динамика ключевых макропоказателей в экономике.