ККТ по регламенту

| статьи | печать
ККТ по регламенту

Минфин России разработал Административный регламент по исполнению госфункции по регистрации контрольно-кассовой техники. Теперь процесс регистрации, перерегистрации и снятия с регистрации ККТ должен будет проходить в строгом соответствии с новым документом. Что ожидает предпринимателей в связи с его принятием?

В рамках реализации поставленной Правительством РФ задачи – каждой госуслуге по отдельному административному регламенту – вот уже четвертый год подряд появляются новые документы. На этот раз Минфин России приказом от 10.03.2009 № 19н утвердил Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по регистрации в установленном порядке ККТ, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями (далее – Регламент) (текст документа см. в «Бухгалтерском приложении», 2009, № 18, с. 12). Он начнет применяться по истечении десяти дней после официального опубликования.

Регламент призван упорядочить процесс предоставления госуслуги. Он, в частности, определяет сроки и последовательность проведения процедур по регистрации, порядок взаимодействия между структурными подразделениями ФНС России, организациями и индивидуальными предпринимателями при регистрации ККТ. Естественно, все требования по регистрации ККТ, утвержденные Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470 «Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями» (далее – Положение о регистрации ККТ), сохраняют свое действие.

Как и прежде, регистрировать ККТ будут инспекции ФНС России по месту учета налого­плательщика. ККТ, применяемая обособленным подразделением, должна быть зарегистрирована
в территориальном налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения.

 

Информационное обеспечение

Прием желающих зарегистрировать ККТ будет проводиться в соответствии с правилами служебного распорядка, о котором можно узнать на информационных стендах инспекции, а также по телефону, электронной почте, телефону-автоинформатору, на сайте ФНС России www.nalog.ru.

Позвонив по телефону-автоинформатору (к сожалению, в Регламенте он не указан), можно будет узнать о графике работы, адресах и телефонах инспекций, регистрирующих ККТ. Причем звонить можно круглосуточно.

А если позвонить по телефону специалисту структурного подразделения, ответственному за регистрацию ККТ в соответствующей инспекции, он расскажет, как добраться до инспекции, ознакомит с требованиями к письменному обращению, перечнем документов, необходимых для регистрации ККТ, сроками рассмотрения документов и регистрации ККТ, основаниями для отказа в регистрации ККТ.

В Регламенте указано, что время разговора не должно превышать десяти минут, при этом отвечающему специалисту запрещено вести параллельные разговоры с окружающими и прерывать разговор из-за звонка, поступившего на другой аппарат.

Редакция «ЭЖ» провела эксперимент и попробовала узнать о готовности инспекций центрального административного округа города Москвы сообщить перечень документов, необходимых для регистрации ККТ. Повезло лишь в трех налоговых инспекциях из десяти. О перечне документов не спеша и вразумительно сообщили в 2, 7 и 8-й ИФНС России по г. Москве.
В остальные не удалось дозвониться: либо короткие гудки (вероятно, число желающих пообщаться велико), либо к телефону не подходят.

Жаль, что в Регламенте не оговорено предельное количество гудков, после которых инспекцию можно пожурить за некачественное исполнение государственной функции.

 

Очная и заочная регистрация

Обратившись в инспекцию с заявлением и документами для регистрации ККТ, результат можно получить не позднее пяти рабочих дней с даты представления.

Перечень документов, необходимых для регистрации, перерегистрации или снятия с регистрации ККТ, не изменился. Напомним, что для регистрации надо подготовить заявление о регистрации ККТ, паспорт ККТ и договор о технической поддержке, заключенный между пользователем и поставщиком (или центром технического обслуживания) ККТ. Для перерегистрации и снятия с регистрации следует представить соответствующее заявление, паспорт ККТ и карточку регистрации.

В процессе проведенного редакцией эксперимента с налоговыми инспекциями выяснилось, что в действительности требуется намного больше документов, чем предусмотрено в Положении о регистрации ККТ. Так, в некоторых инспекциях затребовали отчетность с отметкой инспекции, копию свидетельства о собственности здания, в котором находится помещение с ККТ, с указанием телефона собственника и пр.

Станет ли Регламент дозатором пожеланий специалистов инспекций, покажет время.

Регламентом предложен новый способ регистрации. Теперь зарегистрировать ККТ можно, отправив по почте необходимые документы. Их регистрация должна быть проведена не позднее рабочего дня, следующего за датой получения корреспонденции. Датой представления является дата регистрации документов в инспекции. При этом не известен предельный срок, когда поступившие из отделения связи документы попадут в руки регистратора. Как показывает практика, они могут пролежать в инспекции и неделю, и месяц. Представляется, что, пока этот срок не определят с установлением ответственности за затягивание процесса регистрации, надеяться на комфортное почтовое общение не стоит.

 

Процедура регистрации

Получив полный пакет документов для регистрации ККТ, специалист инспекции согласовывает с заявителем по контактным телефонам, указанным в заявлении, дату, время и место проведения осмотра ККТ, включения фискального режима функционирования ККТ, обеспечивающего регистрацию фискальных данных в фискальной памяти (далее – фискализация), и регистрации. Прием заявителей должен проводиться в согласованное время. Будет ли это определение конкретного времени без ожидания в очереди, пока не ясно. Скорее всего будет озвучен рабочий график, в рамках которого заявителю нужно успеть попасть на прием.

При фискализации вводится пароль доступа к фискальной памяти, проверяется работа всех счетчиков и наличие необходимых реквизитов на кассовом чеке, отпечатывается чек на сумму 1 руб. 11 коп. и снимается первый Z-отчет. Данные документы вместе с заявлением о регистрации хранятся в территориальном налоговом органе в течение пяти лет.

После фискализации подписывается акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули, регистрации контрольных счетчиков ККТ и вносятся сведения о регистрации ККТ в книгу учета ККТ, ведущуюся территориальным налоговым органом, делается отметка в паспорте ККТ, которая заверяется печатью территориального налогового органа.

Одновременно инспекция выдает заявителю карточку регистрации ККТ, а также возвращает документы, которые прилагались к заявлению о регистрации ККТ.

Карточка регистрации хранится у пользователя по месту установки ККТ вместе с журналом кассира-операциониста и журналом учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ в течение всего срока эксплуатации ККТ и предъявляется по требованию инспекции.

 

Отказ в регистрации ККТ

В регистрации ККТ откажут по следующим причинам:

  • представление неполного ком­плекта необходимых документов, а также неправильно оформленных документов, если пользователь не устранил указанные недостатки;
  • предъявление для регистрации модели, не включенной в Государственный реестр ККТ;
  • предъявление ККТ, находящейся в розыске;
  • обнаружение неисправности ККТ, отсутствие марки-пломбы, идентификационного знака, а также средств визуального контроля;
  • отсутствие договора о технической поддержке ККТ;
  • представление при перерегистрации ККТ чеков, контрольных лент и фискальных отчетов, не соответствующих техническим требованиям к ККТ или отпечатанных в нефискальном режиме.