1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 5548

Розничные рынки к переформатированию не готовы

В кризис без моратория на ввод новых требований к торговле на рынках не обойтись
Розничные рынки к переформатированию не готовы

Ситуация, сложившаяся под влиянием кризисных явлений на рынке розничных рынков (да простит читатель невольную тавтологию), вызывает у Министерства промышленности и торговли РФ озабоченность, если не сказать тревогу. По прогнозам чиновников, к концу года может закрыться каждый пятый такой торговый объект, поскольку управляющие компании не смогут обеспечить их перевод из временных строений в капитальные сооружения.

Закон суров

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее — Закон) через девять месяцев должны исчезнуть последние развалы и стихийные базары. Только для сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков срок торговли в малоприспособленных местах установлен до 1 января 2012 г. Остальные объекты надо либо перевести в добротные и оборудованные помещения, либо переформатировать в торговые центры при невозможности разобщения имущественного комплекса.

Перевод розничных рынков в капитальные здания осложнен двумя обстоятельствами.

Во-первых, в современных финансовых условиях многие управляющие компании вынуждены консервировать строящиеся объекты. Строить или реконструировать они могут за счет привлекаемых средств: на бюджетные субсидии — для рынков муниципальных форм или на кредиты — для частных рынков. Получение займов сейчас затруднено высокими банковскими ставками, ужесточением условий кредитования.

Во-вторых, основные рынки расположены в городских районах с плотной застройкой. Это затрудняет разработку проектной документации и продлевает сроки приведения действующих рынков в соответствие с нормами Закона. Дорожает стоимость работ по подготовке проектной документации и строительных работ.

Сегодня 1/5 рынков находится в капитальных строениях. Еще 1/5 объектов можно перевести в сооружения согласно Закону. Оставшимся, кроме сельскохозяйственных рынков, предстоит либо переформатироваться в торговые комплексы или торговые ряды, либо прекратить деятельность. В последнем случае закроется более 620 тыс. торговых площадок и индивидуальные предприниматели и крестьянские хозяйства потеряют 500 тыс. торговых точек. Соотношение численности торговых мест на розничных рынках по федеральным округам показано на диаграмме 1. Такое высвобождение рабочих мест деформирует рынок труда в регионах и осложнит поступление соответствующих налогов и сборов в бюджеты всех уровней, считает заместитель министра промышленности и торговли РФ Станислав Наумов.

Сколько их? Какие они?

По состоянию на 16 марта в стране насчитывается около 4 тыс. розничных рынков. По сведениям Минпромторговли России, полученным от 71 субъекта Федерации (из 83), в капитальных зданиях функционируют 629 рынков, во временных — 1333 (диаграмма 2).

Так, в Московской области из 188 рынков только 17 находятся в капитальных зданиях, в Санкт-Петербурге — 4 из 23, в Москве — 7 из 86. По сведениям Департамента потребительского рынка и услуг столичной мэрии, к 1 января 2010 г. отвечать требованиям Закона будут 2/3 розничных рынков, или 27 единиц. Из них 19 — сельскохозяйственные рынки, для которых срок перевода в капитальные здания установлен Законом до 1 января 2012 г.

Структура специализированных рынков представлена на диаграмме 3.

В Тамбовской области доля торговых мест во временных сооружениях достигает 70% от общей численности. Только три рынка из 29 в регионе могут быть преобразованы на основании Закона без серьезных финансовых затрат. На шести рынках капитальное строительство ведется без прекращения торговли. В отношении остальных 17 рынков проводится работа по оформлению документов на строительство капитальных зданий. Пять рынков в сельской местности, работающих 2—3 дня в неделю, могут быть переведены в формат ярмарки, 12 рынков, расположенных в городах и работающих 5—7 дней в неделю, переформатированию не подлежат. А на них ежедневно предоставляется порядка 5 тыс. торговых мест. Помимо действующих рынков осуществляется строительство нового универсального рынка с вводом в эксплуатацию в конце года.

По прогнозам, к 1 января 2010 г. в Ярославской области из 43 розничных рынков может остаться только 20, в Вологодской области — 9 из 35. В Новосибирской области из 108 розничных рынков будут соответствовать требованиям Закона только пять, расположенных в капитальных зданиях.

Несколько лучше ситуация в Свердловской области, где из 75 единиц 47 будут соответствовать Закону после 1 января 2010 г. В Республике Татарстан 32 рынка из 95 располагаются в капитальных зданиях, к концу года их число достигнет 46.

Варианты развития событий

Их всего два. Первый предусматривает переформатирование или закрытие. Автономизация содержания нестационарных объектов розничной торговли приведет к дополнительным расходам для предпринимателей. При этом граждане, занимающиеся подсобным хозяйством, малые фермерские хозяйства в силу нерегулярности производства товаров не смогут арендовать обособленные нестационарные торговые объекты и будут вынуждены сдавать свою продукцию перекупщикам, что в конечном итоге не будет способствовать развитию малого и среднего предпринимательства. Скорее всего в совокупности это может привести к возмущению малого бизнеса и хозяйствующих граждан, в которое косвенно могут быть вовлечены покупатели. Так считает заместитель министра.

Вопросы обеспечения общественного порядка в местах массового скопления людей и реализация товаров полностью перейдут к муниципалитетам.

Органы местного самоуправления как организаторы ярмарок не располагают тем ресурсом, который необходим для восполнения дефицита торговых площадок.

Во-первых, прекращение деятельности розничного рынка не означает автоматический возврат земельного участка муниципальному образованию. Значит, органам местного самоуправления предстоит изыскивать возможности по выделению новых территорий.

Во-вторых, ярмарки носят временный характер и не могут удовлетворить потребности предпринимателей, которые ведут торговлю постоянно. Более того, для осуществляющих торговлю хозяйствующих субъектов, перешедших на ЕНВД, уплата налога связана с ежедневной деятельностью.

В-третьих, формат ярмарок предполагает, что всеми вопросами организации данных торговых мероприятий занимаются органы местного самоуправления. Для этого в штате выделяются сотрудники, которые либо самостоятельно обеспечивают деятельность ярмарок, либо курируют деятельность администраторов (операторов) ярмарок, с которыми заключаются соответствующие договоры. И все это дополнительная нагрузка на муниципальные бюджеты, которые в текущих экономических условиях не наполнены в необходимом объеме.

С учетом экономической ситуации предпочтительным представляется второй сценарий, предусматривающий перенесение сроков введения в действие требований Закона. Отсрочка позволит довести количество рынков в капитальных объектах с 29 прогнозных процентов в среднем по стране до 60%. Одновременно в рамках работы над законопроектом под рабочим названием «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» возможна выработка правовых решений, устанавливающих требования к таким форматам, как торговые центры, торговые комплексы, торговые ряды, а также порядок организации деятельности нестационарных торговых объектов.

Государственное регулирование, введенное Законом, значительно снизило привлекательность деятельности по организации розничных рынков как вида предпринимательской деятельности. Поэтому требуется разработать дополнительные законодательные решения, повышающие инвестиционную привлекательность этой деятельности. В особенности это касается сельских населенных пунктов, где управляющим компаниям может быть разрешено вести торгово-закупочную деятельность на управляемом рынке и со стороны региональных и муниципальных властей не исключены соответствующие налоговые послабления.

К сведению

Согласно законопроекту «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона „О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ“», принятому Государственной Думой в первом чтении, сроки перевода деятельности рынков в капитальные строения могут быть перенесены:

  • для универсальных рынков — с 1 января 2010 г. на 1 января 2015 г.;
  • для сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков — с 1 января 2012 г. на 1 января 2017 г.