Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 13 марта 2009 г. № 03-03-06/1/137

| статьи | печать

О расходах на аудит по МСФО

 

Организация заключила договор на проведение аудита консолидированного баланса и соответствующих консолидированных отчетов о прибылях и убытках, подготовленных в соответствии с МСФО. Вправе ли организация учесть в составе прочих расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, расходы, связанные с проведением аудиторской проверки финансовой отчетности, составленной по МСФО?

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета для целей налогообложения прибыли расходов на аудит финансовой отчетности, составленной по МСФО, и сообщает следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с подп. 17 п. 1 ст. 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы организации на аудиторские услуги.

На основании п. 3 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудит – независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Для целей Федерального закона № 307-ФЗ под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность, предусмотренная Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами.

Таким образом, расходы организации на аудиторские услуги по проведению аудита по МСФО не могут быть включены в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как расходы на проведение аудита.

При этом необходимо отметить, что перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, указанный в ст. 264 Кодекса, является открытым. Организация для целей налогообложения прибыли может учесть затраты по проведению аудита отчетности по МСФО (на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 Кодекса), если эти расходы удовлетворяют требованиям ст. 252 Кодекса в части их экономической обоснованности.

Одновременно сообщаем, что согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 04.06.2007 № 320-О-П нормы, содержащиеся в абз. 2 и 3 п. 1 ст. 252 Кодекса, не допускают их произвольного толкования, поскольку требуют установления объективной связи понесенных налогоплательщиком расходов с направленностью его деятельности на получение прибыли, причем бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы.

Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики

С. РАЗГУЛИН