Лоскуты да клинья…

| статьи | печать

Экономическая карта России напоминает лоскутное одеяло из крестьянского быта прошлых веков — яркие куски видимого благосостояния вперемежку с блеклыми красками откровенной нищеты. В свою очередь, субъекты Федерации тоже являют собой безрадостную пестроту. Даже в курортном Краснодарском крае 25,5% населения имеют денежные доходы ниже прожиточного минимума. Практика показывает, что в федеральном Правительстве порой не знают, за что конкретно должно отвечать то или иное ведомство. К примеру, есть Министерство экономического развития и торговли, ответственное за сегодня и завтра страны. Но существует Министерство регионального развития, тоже призванное отвечать за состояние дел в России и думать о ее будущем. И то, и другое требует от региональных руководителей разработки концепций (программ, стратегий, проектов, кластеров – список понятий можно продолжать до изнеможения) развития вверенных им территорий. И вместе — да еще с участием других министерств – оба ведомства работают над федеральной стратегией: долгосрочной, среднесрочной, краткосрочной. В итоге государственный документ о социально-экономическом движении государства не сходится с наметками территорий, его составляющих. Губернаторы вкупе с президентами бывших автономий валом валят в московские коридоры власти. Кто-то представляет свой регион в Совете Федерации, а кто-то выбирает Госдуму. Регулярно проходят презентации и за стенами властных структур. Цель одна: привлечь средства на хотя бы безбедное существование. Только воз не трогается с места. МЭРТ, видимо пресытившись мольбами губернаторов-президентов, отказался от приема VIP-визитеров и их челяди. Коробки с прошениями о создании особых экономических зон не в счет, ибо это исполнение соответствующего федерального закона. Региональные головы повернулись в сторону Минрегионразвития. Здесь рассмотрены 44 проекта. Но и тут особого движения не видно. А подвижек и не будет. Только год назад Правительство одобрило подготовленную Минрегионом Концепцию Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации из 9 пунктов с 14 подпунктами. Вот и тужатся регионы, «рожая» собственные программы с помощью научных и околонаучных структур, особо приближенных к тем или иным коридорам власти. К примеру, руководитель Бурятии, отличившийся стойким намерением провести нефтяную трубу по берегу Байкала, представил проекты «а-ля совгосплан» освоения месторождений полезных ископаемых и создания производств по обогащению руд в республике, 80% территории которой входят в водосборный бассейн озера – всемирного природного наследия планеты. Краснодарский край связывает свое будущее со снижением уровня… бедности, для чего предлагает федеральному руководству развивать санаторно-курортный, аграрно-промышленный и транспортный комплексы. Наиболее близкую разработку к искомому варианту региональной стратегии презентовала администрация Самарской области. Из 44 рассмотренных работ, по словам заместителя министра регионального развития РФ Владимира Дедюхина, только 5 отвечают требованиям Концепции, 12 — близки к нормативам. В Минрегионе теперь есть критерии оценки представляемых работ. А дальше, правда, продолжается череда бесконечных согласований в других министерствах, утрясок с сонмом федеральных целевых программ, с четырьмя приоритетными национальными проектами и т.д. Поэтому только единицы региональных работ удостоились чести быть включенными в повестку дня Кабинета министров. Опять неувязка получается. Если рассматривает Правительство, то и решение соответственно должно быть солидным. Но оно занято ревизией федеральных целевых программ, точное число которых не сможет назвать ни один чиновник. Возможно, «разрулить» ситуацию поможет новый федеральный закон, о необходимости принятия которого говорили на заседании Госсовета Поживем – увидим! Может, меньше станет клиньев-огрехов, остающихся после нерадивого пахаря?!

ВЛАДИМИР ПУТИН, ПРЕЗИДЕНТ РФ

Подчеркну: на территории страны не должно быть отсталых провинций и «медвежьих углов», живущих отдельно от планов всей России и тенденций развития современного мира. И потому консолидация наших усилий на стратегических, «прорывных» направлениях должна стать ядром обновленной региональной политики нашей страны.