1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

«Электрик» при деньгах

Инвестиции

Правительство России одобрило трехлетнюю Инвестиционную программу развития электроэнергетики страны. В будущем году в РАО «ЕЭС России» должно быть инвестировано 198,88 млрд руб., что почти на 100 млрд больше, чем в нынешнем.

 

Как заявлено в информационном сообщении правительственного аппарата, этот документ сформирован в рамках жестко заданных макроэкономических условий развития отечественной экономики и в соответствии с приоритетами, целями и задачами, определенными федеральными законами о реформировании электроэнергетики и Энергетической стратегией России на период до 2020 года.

С миру по нитке

Сам энергетический монополист намерен в 2007 году выделить чуть больше 12,5 млрд руб. инвестиционных средств и привлечь заемных в размере 3,5 млрд. При этом чистая прибыль от продаж акционерного общества за первое полугодие 2006 года составила 12,3 млрд руб.

Однако с учетом финансирования «электрических дочек» общий объем инвестиций холдинга составит 400 млрд руб. В них учтены все возможные источники финансирования, но акцент сделан на заемные средства (кредиты) акционеров, независимых инвесторов и федерального бюджета.

Если задействовать все резервы в соответствии с программой, то средств вполне хватит для нормального развития отрасли.

Однако деньги надо еще найти. Поэтому инвестиционная программа скромна и новых энергетических мощностей в будущем году прибавится негусто. Будет запущен в эксплуатацию первый энергоблок Ивановской ГРЭС мощностью 325 МВт да реализован проект 10 мобильных газотурбинных электростанций для Москвы и Московской области, чтобы смягчить дефицит электроэнергии в регионе и снизить опасность перегрузки трансформаторов и сетей.

Правда, энергетики обратили внимание на развитие сетевого хозяйства и технологий расчетов, анализа и регулирования  энергорежимов, поддержки торговых процедур, повышения живучести оперативно-диспетчерской системы. Кроме того, значительные средства направлены на строительство в тепловой и гидроэнергетике: на Калининградской ТЭЦ-2, Бурейской ГЭС, Сангтудинской ГЭС-1, Ивановской ГРЭС.

Все на продажу

Чтобы стабилизировать инвестиционное финансирование, Федеральная энергетическая комиссия РФ предлагает учредить так называемый Государственный инвестиционный фонд по сбору денежных средств на развития электроэнергетики. И доступ к этим деньгам должен определяться на конкурсной основе. Причем фонд мог бы выступать не только источником прямого финансирования, но и гарантом возврата денежных средств на кредитных условиях.

А пока, не надеясь на существенный рост тарифов, чтобы реализовать инвестиционную программу, РАО «ЕЭС России» с «высокого дозволения» собирается продать с аукциона пакеты акций более 10 генерирующих компаний отрасли.

Первая ласточка — допэмиссия 16,8% уставного капитала ОГК-5, в состав которой входят Среднеуральская, Невинномысская, Конаковская и Рефтинская ГРЭС суммарной мощностью 8,7 тыс. МВт. Компания намерена выпустить под эгидой Deutsche Bank, Credit Suisse и «Тройка Диалог» дополнительно 5 млрд обыкновенных акций номиналом 1 рубль и получить от операции выручку 330—400 млн дол., которые пойдут в пользу инвесторов и на развитие самой генерирующей компании.

Энергохолдинг и в дальнейшем намерен продавать пакеты своих акций в генерирующих компаниях с тем, чтобы полностью вывести государство из сферы производства электроэнергии.

Проблема с инвестированием в электроэнергетику заключается в том, что правление холдинга отдает приоритет не развитию отрасли, а финансовым интересам акционеров и политике денационализации отрасли. Частный инвестор, вложивший вчера рубль, не желает ждать, пока отрасль встанет на ноги, и непременно сегодня хочет получить свои два рубля. Очень непросто удовлетворить аппетит аппарата РАО, а также требования акционеров энергохолдинга и при этом не довести до ручки электроэнергетику. Руководству РАО «ЕЭС России» приходится, как ловкому эквилибристу, балансировать на тонкой грани между полным провалом и «инвестиционным эльдорадо».

Однако расчет на то, что финансы потекут на новый свободный рынок электроэнергии бурным потоком, призрачен. Кроме того, диктат интересов частных акционеров генерирующих компаний может окончательно привести рядового потребителя в бесправное положение. Ведь поставщики электроэнергии предпочтут работать с платежеспособными энергоемкими предприятиями, а не с нищими бюджетными организациями или с населением в дотационных регионах. А навязчивый поиск денег, как известно, и распродажа на корню своего хозяйства дискредитируют любую компанию, отпугивают потенциальных инвесторов, да и основные фонды могут скоро закончиться.

Инвестиционная программа предлагает концентрацию финансовых средств на следующих направлениях:

  •  строительство тепловых электростанций;
  •  создание новых энергомощностей на АЭС;
  •  развитие прогрессивных технологий отрасли;
  •  повышение надежности электроснабжения и недопущение ограничения потребителей;
  •  проектно-изыскательские работы по освоению гидропотенциала рек Сибири, Дальнего Востока и Северного Кавказа;
  •  устранение технологических ограничений перетока электрической энергии и увеличение пропускной способности электрических сетей;
  •  создание технологической инфраструктуры конкурентного рынка электроэнергии и мощности;
  •  восстановление энергообъектов в Чеченской Республике;
  •  перевооружение и реконструкция производственного комплекса системы оперативно-диспетчерского управления в целях обеспечения функционирования рынка электроэнергии и повышения надежности энергоснабжения.