1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

На зависть унтер-офицерской вдове

На зависть унтер-офицерской вдове

Наконец-то российское Правительство вспомнило, что имеет возможность проводить промышленную политику. Министр экономического развития и торговли выступил на эту тему на Совете по конкурентоспособности и предпринимательству.

 

Тема поднята очень вовремя на фоне предсказуемых итогов 2006 года, которые не будут отличаться выдающимися результатами, за исключением выручки от нефтеэкспорта и вытекающего из этого роста Стабфонда. Реакции министра в условиях поиска ответственных позавидовала бы и унтер-офицерская вдова. Революционных достижений в борьбе с инфляцией не предвидится, она, вероятно, будет за 9% годовых, что исключает удешевление кредитных ресурсов и серьезную инвестиционную активность в реальном секторе экономики.

В случае существенного снижения цен мирового рынка на энергоносители, что возможно, рост ВВП сократится до 3—4% в год, которые в состоянии генерировать наш внутренний рынок. Структура возросшего по стоимостному показателю экспорта по-прежнему совсем «неблагородна», по выражению Германа Грефа. Все это министр признал, а также то, что в России ежегодно сокращается вклад обрабатывающих отраслей в прирост промышленного выпуска, отечественные товары высокой степени переработки все чаще не выдерживают конкуренции с зарубежными.

В выступлении также прозвучала тема низкого уровня производительности труда и нормы прибыли в обрабатывающих отраслях, монополизации внутренних рынков, говорилось о высоких темпах инфляции на фоне укрепления рубля, изъянах системы поддержки экспорта промпродукции, неуспехах на ниве вступления в ВТО, опасной неразвитости энергетической и иной инфраструктуры, низком уровне государственных услуг.

Все это оглашено менее чем через два месяца после благостного доклада МЭРТ по итогам развития страны в первом полугодии 2006 года. В данном случае министерство весьма критично подошло к оценке тех же самых статистических показателей.

Понятно, что к пересмотру достижений г-на Грефа вынудил не внутренний голос, а голоса поконкретнее. Означает ли это качественное изменение экономической, в том числе индустриальной, политики государства? На этот вопрос мы бы поостереглись отвечать утвердительно, не только потому, что слишком уж резко МЭРТ обнаружил проблемы, копившиеся в российской экономике годами, но и потому, что при таком достаточно обстоятельном анализе раздел предложений похож на салат, приготовленный из лежалых запасов экономической политики МЭРТа.

Семь из 12 пунктов, предложенных министром, связаны с созданием новых государственных структур и прямым финансированием государства, против чего МЭРТ всегда возражал категорически. В то же время автор весьма вскользь коснулся вопроса, как остановить опережающий рост цен высокомонополизированных отраслей первичного сектора, таких как производство топлива и электроэнергии, металлов — первичных ресурсов для обрабатывающей промышленности.

Индекс цен производителей промышленных товаров превышает индекс потребительских цен в 2006 году на 4—5 процентных пункта. Именно этот факт — основной мотор доморощенной (неэкспортной) инфляции.

Сложилась нездоровая борьба сырьевых секторов экономики с обрабатывающими, в которой государство отнюдь не «над схваткой». Сформировалась недружественная высокотехнологическому бизнесу среда: опережающий рост цен на товары промышленного использования, определенный, как правило, монополиями, задает высокие темпы инфляции, из нее неизбежно вытекает дороговизна заемных денег. Из-за дорогих кредитов труднее инвестировать в развитие производства товаров широкого потребления, падает рентабельность капвложений, стареют основные фонды, уменьшается конкурентоспособность и норма прибыли. Так замыкается финансовый круг любого бизнеса, работающего на российском рынке.

Административная реформа, с помпой завершившаяся к 2005 году, ничуть не уменьшила коррупцию. Все, что стоит за такими словами новой русской экономики, как взятки, крышевание и откаты, предприятие должно всунуть в расходы. Какая уж тут производительность или конкурентоспособность! Прибавьте на десерт низкую покупательную способность российского рынка, если поделить ее равномерно по всей нашей необъятной Родине. Ведь высокие доходы населения отмечаются только в крупных административно-хозяйственных центрах, регионах добывающих отраслей и крупных портовых городах. Но, по мнению главного «экономиста» нашей страны, эти вопросы менее важны для ускорения темпов роста промышленного производства, чем состояние промышленного дизайна, которому Греф уделил значительно больше внимания.

Спасибо, хоть сказаны правильные слова про широкое внедрение мер ускоренной амортизации и про использование Инвестиционного фонда. Не счел нужным министр замалчивать и устрашающую проблему технических регламентов, по которым утверждена Программа разработки аж до 2008 года. Сказаны дежурные слова про развитие малого бизнеса, которые произносятся уже лет 10, а он все так и продирается сквозь административные барьеры.

В общем, промышленность может утешаться хотя бы тем, что по результатам обсуждения на Совете принято решение создать Комиссию при Правительстве по развитию отраслей, которая будет анализировать состояние отечественной промышленности и принимать планы по их развитию. Лоббисты, на старт!