1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1322

На первом месте – знания

Залогом качественного образования является анализ его аудитории
На первом месте – знания

Исследования рынка отечественного бизнес-образования, регулярно проводимые компанией Begin Group, свидетельствуют, что он находится в стадии стабильного развития. Школы все в большей степени ориентируются на качество программ, стремясь удовлетворить запросы слушателей.

 

В определении «портрета» учащегося в мае — июне 2006 года приняли участие 620 слушателей 18 российских бизнес-школ и совместных программ MBA. Результаты их анкетирования говорят о том, что на программы МВА поступают люди, которые ясно понимают, какие знания и навыки им необходимы и для чего.

Через год после окончания бизнес-школы 32% принявших участие в опросе ожидают роста доходов на 25—50%, а 22% прогнозируют его более чем на 50%. 45% респондентов планируют сменить место работы, 27% собираются продолжить работу на прежнем месте.

Некоторые из участников исследования имеют подчас несколько дипломов о высшем образовании и солидный опыт работы. Так, общий стаж работы 36% респондентов составляет 7–10 лет, 34% – более 10 лет, 21% – 3–6 лет и лишь 9% – менее двух лет.

Заметно изменилось по сравнению с прошлыми годами соотношение первого высшего экономического и технического образования. Сегодня это соответственно 37 и 36%, тогда как в прошлые годы среди учащихся бизнес-школы преобладали «технари».

При этом программы по управлению финансами и маркетингу предпочитают собственники бизнеса, Executive MBA, общий или международный менеджмент – «топы». Менеджеры среднего и младшего звена, специалисты ориентируются на программы той или иной специализации.

·        Для всех категорий учащихся рейтинг важности и ценности факторов поступления на программы MBA распределился следующим образом:

·        новые знания – 95%;

·        приобретение полезных связей – 90%;

·        систематизация уже имеющихся знаний – 88%;

·        возможность развития карьеры – 89%;

·        увеличение дохода – 86%;

·        возможность смены сферы деятельности – 85%;

·        возможность решения конкретных проблем бизнеса – 82%.

Надо отметить, что стоимость программ не является принципиальной для слушателей, а ведь она колеблется от 100 тыс. до 700 тыс. руб.

При этом 26% респондентов считают, что стоимость бизнес-образования оправдана в полной мере, 53% полагают, что она в целом оправдана.

Вывод напрашивается сам собой, да и дополнительные исследования его подтверждают: заметна тенденция роста зарплат, что свидетельствует об укреплении бизнеса в целом. Как следствие, растет и стоимость программ МВА, за последний год в ряде бизнес-школ она повысилась на 15–20%.

Среди «печальных» результатов исследования можно отметить невнимание со стороны слушателей к получаемому диплому.

Большинство бизнес-школ предлагают российские программы МВА с присвоением государственного диплома, часть бизнес-школ присваивают своим выпускникам двойной диплом совместной программы или западный диплом. Все большее число бизнес-школ получают западную аккредитацию, что говорит о сопоставимости уровня российского образования с международными стандартами. Но нашему работодателю не важна «бумажка», которую получил его сотрудник. Он не рассматривает диплом как конкурентное преимущество при приеме на работу и карьерном продвижении, не готов платить за него повышенную зарплату.

Поэтому для слушателей более важны получаемые знания и полезные связи, приобретенные в бизнес-школе. Часто слушатели способствуют карьерному продвижению друг друга, кто-то находит на программе нового работодателя, а кто-то перспективных партнеров по бизнесу.