1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1530

Где ты, «гастарбайтер нарасхват»?

Отечественная экономика нуждается в иностранной рабочей силе

По притоку мигрантов наша страна занимает 3-е место в мире после США и Германии. Миграционный поток позволяет в значительной степени компенсировать быструю естественную убыль населения России. Вот только сохранится ли этот приток в будущем и сможем ли мы направить его в нужное для нас русло?

Основным источником (свыше 90%) пополнения трудовых ресурсов для России были и остаются страны СНГ и Балтии, считают специалисты. Однако источник этот сокращается вследствие улучшения экономической ситуации в государствах Содружества и нарастания собственных демографических проблем.

Исключение составляет лишь Средняя Азия. За ресурсы этого региона, полагают аналитики, скоро развернется конкуренция с другими государствами СНГ. Прежде всего с Казахстаном и Украиной, темпы развития, которых не уступают, а то и превосходят российские. Так, по оценкам, рост ВВП Казахстана в 2006 г. составит не менее 10, а Украины — 6,5—6,7%.

Кстати, наши способности в привлечении квалифицированных специалистов свидетельствуют не в нашу пользу. В прошлом году, например, из России обратно в Казахстан вернулось больше граждан, прибывших к нам оттуда в рамках программы возвращения соотечественников, чем осталось у нас. «Мы не смогли создать им условия и сделать высокооплачиваемым и привлекательным предложенный им труд», — пояснил «ЭЖ» Владимир Васильев, руководитель Комитета Госдумы по безопасности.

Помимо Средней Азии, по расчетам экспертов, основными источниками поставки трудовых ресурсов будут Турция, Иран, Афганистан, Пакистан, Индия и Вьетнам. Но здесь уже основными конкурентами РФ за их привлечение станут и другие развитые страны, прежде всего США и Евросоюз. По прогнозам, эти два региона будут привлекать не менее 1 млн мигрантов в год вплоть до середины века. Сколько квалифицированных специалистов нужно России, пока никто не может сказать.

В нашей стране, считает Владимир Слуцкер, заместитель председателя Объединенной комиссии по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений при Совете Федерации, отсутствует государственный подход к миграционным процессам. Нет долгосрочной стратегии, вот уже больше года лежит без движения в Правительстве Концепция миграционной политики. Вместо этого мы имеем в лучшем случае краткосрочную программу регулирования миграционных потоков.

Сейчас у всех на устах проблема китайской миграции, особенно на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири. Эти регионы настолько недоселены, что мигранты из КНР — естественное решение проблемы рабочей силы. Но правильно ли это с точки зрения геополитики? Существует ли политическая стратегия в отношении китайской диаспоры и мигрантов? Естественно, нет уверен В.Слуцкер. Иначе мы имели бы нормативные акты, обеспечивающие эту политику и понуждающие китайских мигрантов в России к скорейшей натурализации и ассимиляции. К обязательному изучению языка, выплате налогов, к получению российского гражданства со всеми отсюда вытекающими обязанностями.

Отечественная экономика нуждается как в квалифицированной, так и в неквалифицированной иностранной рабочей силе, считает Андрей Шаронов, статс-секретарь — замглавы Минэкономразвития.

В своем докладе на заседании правительственной комиссии по совершенствованию взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ чиновник подчеркнул, что практически все страны мира проводят политику привлечения высококвалифицированных специалистов. Политика же в отношении неквалифицированных иммигрантов носит ограничительный характер, так как их предложение значительно превышает спрос.

Сегодня развитые страны предъявляют высокий спрос на специалистов в области информационных и биотехнологий, космической и авиационной техники, здравоохранения, образования и других областях, обеспечивающих прирост человеческого капитала.

Причем для квалифицированных иностранных кадров, как правило, не устанавливаются количественные ограничения.

В Японии, правда, жесткие нормы, предотвращающие незаконную иммиграцию, усложняют доступ в страну квалифицированной рабочей силы. Там установлены 28 статусов пребывания иностранцев. Благоприятный режим создается тем, кто ведет научные исследования, обладает специальными знаниями в естественных науках. В расчет берется наличие квалификации и трудового стажа работы. Привлекаются иностранцы в образовательную систему.

В Германии действует общий подход, согласно которому разрешение на работу выдается только в тех отраслях, где существует дефицит рабочей силы, и только на ограниченное время. Выполнение работы иностранцем не должно негативно сказываться на рынке труда ФРГ. Вместе с тем здесь есть ряд программ, ориентированных на привлечение отдельных категорий иностранцев, в частности молодых специалистов из стран Центральной и Восточной Европы, ежегодно прибывающих для обучения и переподготовки на немецких предприятиях. Наиболее способные из них через полтора года проживания могут получить вид на жительство.

Без ограничений вид на жительство и разрешение на работу может выдаваться ученым, топ-менеджерам, учителям иностранных языков, фотомоделям, профессиональным тренерам, спортсменам, артистам. В 2000 г. начата программа выдачи Green Card программистам и системным администраторам. Наибольший приток таких специалистов отмечен из России, Китая и Индии.

В Великобритании в 2001 г. была введена новая программа, рассчитанная на привлечение работников, обладающих высоким человеческим капиталом (квалификацией, талантом, опытом). Приветствуются все, кто может быть полезным для страны и способен повысить ее конкурентоспособность в глобальном экономическом соревновании. Приглашенные специалисты могут работать в качестве наемных работников, самозанятых или предпринимателей. Квот на прием специалистов не устанавливается. Разрешение выдается работнику, и нет жесткой «привязки» работника к работодателю.

В Ирландии также модернизировали систему разрешений на работу из-за возникшего недостатка кадров высокой квалификации в отдельных сферах занятости на внутреннем рынке. Для некоторых категорий высококвалифицированных специалистов (IТ-профессионалов, специалистов в области компьютерной техники, врачей, инженеров-строителей и конструкторов) ввели упрощенную схему «рабочей авторизации», не требующую процедур, необходимых для выдачи обычных разрешений на работу.

Иностранцы, приглашенные от ирландской фирмы на работу по этим специальностям, могут получить в ирландском посольстве или консульстве «авторизацию» сроком на два года, не требующую дополнительных разрешений на работу и одновременно заменяющую собой рабочую визу. Преимуществом данной системы является то, что она не имеет ограничений, характерных для общей схемы разрешений на работу. Она дает возможность работникам-мигрантам свободно выходить на внутренний рынок труда, менять работу и т. п.

В Канаде несколько лет назад введена новая система отбора потенциальных иммигрантов, направленная на привлечение в страну высококвалифицированных специалистов, способных легко адаптироваться к постоянно развивающейся экономике, основанной на использовании все большего количества информации. Раньше предпочтение отдавалось специалистам востребованных в данный момент профессий. Теперь более важным считается критерий профессиональных навыков, позволяющих быстро адаптироваться к меняющейся ситуации на рынке труда.

Отменен список приоритетных профессий. При подсчете баллов во время предварительной аттестации претендентов на постоянное местожительство в Канаде предпочтение отдается специалистам широкого профиля с практическим опытом работы.

В России сегодня применяется система квотирования, ограничивающая поток трудовых мигрантов, но не предусматривающая различий между квалифицированными и неквалифицированными работниками. Развитые же страны используют различные подходы к предоставлению преференций квалифицированным иностранным работникам. Перечни профессий и видов деятельности, например, служат основой для установления критериев отбора высококвалифицированных работников. В эти перечни включены специальности, отвечающие задачам социально-экономического развития.

Однако подобный принцип отбора, даже если он строится на основе долгосрочного прогноза будущей потребности экономики в специалистах, обладает рядом недостатков, считают российские эксперты. По их мнению, в связи с модернизацией производства, расширением применения и развитием новых наукоемких технологий, со структурными сдвигами для современной экономикихарактерны быстроменяющиеся потребности рынка труда, которые довольно трудно прогнозировать. В результате избыток работников невостребованных профессий и их узкая специализация будут оказывать негативное влияние на рынок труда.

Узкопрофильным иностранным работникам разрешение на работу следует выдавать только в тех отраслях, где невозможно удовлетворить текущую потребность в работниках за счет внутренних кадров, и только на ограниченное время.

С учетом международного опыта в качестве приоритетного метода отбора квалифицированных трудовых иммигрантов в Россию целесообразно использовать балльную систему, учитывающую профессиональные и личные характеристики иммигрантов, полагают в Минэкономразвития. Особое внимание нужно уделить способности к адаптации и знанию русского языка. В балльную систему отбора может быть встроен перечень профессий, согласно которому иммигрантам определенных профессий будут предоставляться преимущества либо в виде дополнительных баллов, либо в виде более низкого проходного балла.

При этом высококвалифицированные работники, обладающие широким образованием и способностью быстро адаптироваться к быстроменяющимся потребностям современного рынка труда, должны привлекаться на постоянной основе без дополнительных ограничений.

При определении порядка привлечения иностранных работников и решении вопросов квотирования их численности и состава, напоминает МЭРТ, нельзя забывать наши обязательства перед ВТО. В частности, согласованы обязательства, гарантирующие въезд и временное пребывание (в течение 3 лет с возможным продлением) иностранных граждан, переводимых в РФ в рамках внутрифирменного перевода и относящихся к категории ключевого персонала.

Договоренности помогут привлечь квалифицированных иностранных работников, поскольку иностранные предприниматели, владеющие компаниями на нашей территории, смогут нанимать на работу иностранцев, непосредственно осуществляющих управление такими компаниями (руководитель, заместитель руководителя), или нанимать иностранных граждан, обладающих высоким уровнем квалификации или специфическими знаниями, необходимыми для успешного функционирования таких компаний.