Задёшево? Не выйдет!

| статьи | печать

Знаменитому ленинскому декрету о земле минувшей осенью стукнуло 89 лет. Это к тому, что эпохи пронеслись, общественный строй перевернулся, декреты канули в Лету, а дело вождя фактически живет — земля в Отечестве нашем все еще не может обрести частного собственника.

 

Сейчас в России тысячи частных компаний не имеют возможности выкупить участки, на которых расположены их предприятия. Не то чтобы у компаний нет права выкупить их в собственность. Но пока не выходит — государство ввело такие выкупные цены, что бизнесменам только пальцем у виска крутить. Госдуме даже пришлось перенести с 1 января 2006 г. на 1 января 2008 г. выделенный для выкупной процедуры крайний срок (подробнее об этой проблеме «ЭЖ» писала в № 36, стр. 1, 37).

Ясно, что это не устраивает ни государство, которому не несут денег от выкупа земель, ни частный бизнес, которого с души воротит тащить такие деньги. Поэтому все стали искать выход в снижении цен.

В ноябре это вылилось в принятие в первом чтении правительственного проекта ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности». По этому документу регионы могут устанавливать цену для выкупа земли в пределах не более 2,5% от кадастровой стоимости участка. Исключение — только для городов с населением более 3 млн (читай: для Москвы и С.-Петербурга). Цена земли в таких городах не должна составлять более 20% от ее кадастровой стоимости.

Авторы законопроекта подсчитали, что в результате выкупные цены должны снизиться по сравнению с 2006 г. в поселениях — в 9 раз, в Москве и Санкт-Петербурге — в 2,3 раза, а на межселенной территории — в 7,3 раза. Казалось бы, что еще душеньке надо? Но бизнесменов и такая «скидка» не вдохновляет, что вызывает понимание даже у некоторых депутатов.

Так, глава Комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский заявляет, что 98% стоимости земли составляют объекты недвижимости, которые на ней и так стоят. Выходит, что 2,5% кадастровой стоимости, которые нужно заплатить за участок, — это фактически его рыночная стоимость (без учета возведенных на нем построек). Выкупная же цена в крупнейших городах при такой методе перекроет рыночную в 10 раз!

Московским же и питерским коммерсантам законопроект припас еще один «подарок». Мало того что за землю им придется раскошелиться по особому тарифу, так власти двух столиц, от сердца отрывающие для «частников» гос- или муниципальные земли, получат право запрещать на них реконструкцию и строительство. А за снятие этого запрета компании придется дополнительно выложить сумму до 80% кадастровой стоимости земельного участка (каков конкретно размер этого «откупа» — виднее городским властям).

Но можете представить собственника земли, который использует ее в коммерческой деятельности, не строя новых объектов или хотя бы не реконструируя старых?! Так что большого человеческого понимания от городских начальников всем приватизаторам земель московских и невских берегов!

А для чего, собственно, нужен такой платеж? Понятно, не для сохранения архитектурного облика крупнейших городов (запретить, например, строительство здания, уродующего город, власти могут еще при согласовании проекта). Для борьбы с «вредными» предприятиями? Тоже не имеет смысла (есть градостроительное законодательство, устанавливающее, что в городской черте строить можно, а что — нет).

Московские власти устно заявляют, что эта норма нужна позарез, дабы не допустить перепрофилирования уже существующих предприятий. Но законопроект позволяет регионам запрещать строительную деятельность на приватизированной земле, а о перепрофилировании — ни гу-гу.

Вот и глава РСПП Александр Шохин требует учесть в законе о выкупе земли трехлетнюю рассрочку платежей при перепрофилировании деятельности предприятия и даже хочет перенести сроки выкупа еще на год дальше.

Это он правильно печется о бизнесе. Только вот где он разглядел в законопроекте слово «перепрофилирование»? Видно, вожак бизнеса понимает его так же, как и вожаки городской власти, то бишь это «реконструкция».

Ладно, скажем, перестроить внутренности в цехах, чтобы вместить больше станков и увеличить действующее производство, — это перепрофилирование? Или, наоборот, вышвырнуть на переплавку все это железо, а в цеха без всякой их перестройки запустить торговцев ширпотребом — это реконструкция?

Хорошо хоть законопроект прошел пока одно чтение — есть возможность и время бизнесу утрясти с депутатами понятийный аппарат. А то поди потом напоминай чиновникам, что они там имели в виду под «реконструкцией-перепрофилированием». Иметь будут по тому, что окажется в законе…

Хотелось бы пожелать бизнесу встретить 90-летие ленинского декрета полноправным собственником земли под собой. Впрочем, 100-летний юбилей — дата еще красивее...