Да здравствует российский суд…

| статьи | печать

Налоговые органы под давлением общественности постепенно сокращают количество проверок российских компаний — к такому выводу пришли исследователи консалтинговой компании «Эрнст энд Янг», опросившие около 100 предприятий, работающих в нашей стране. Однако подавляющему числу предпринимателей, попавших под колпак налоговиков, защищать свои интересы приходится в суде.

 

Если в прошлом году доля предприятий, проверенных инспекцией более 1 раза в год, равнялась почти половине опрошенных, то в нынешнем сократилась более чем в 2 раза (до 18%). Учитывая национальные особенности фискальных проверок (немалые затраты времени и сил сотрудников), большинство фирм, принимавших участие в исследовании, считают, что это серьезный позитивный сдвиг.

Сокращение числа проверок тем более отрадно, что в подавляющем числе случаев (82%) у компаний возникали споры с налоговыми органами, причем 90% всех споров разбирались в суде.

Большинство (91%) споров, рассмотренных судами, выиграли налогоплательщики. Это немного — на 1% — превышает показатель прошлого года, что позволяет говорить об определенной тенденции.

Еще один хороший показатель — увеличение доли судебных разбирательств, завершившихся в течение 3—6 месяцев, с 19% в прошлом году до 27% в 2006 г. А количество дел, рассматривавшихся в суде от 6 месяцев до 1 года, наоборот, снизилось с 42 до 35%. К сожалению, почти неизменным осталось число споров, по которым суд принимал решения более 1 года.

По мнению опрошенных, в целом это означает улучшение условий ведения бизнеса в России, поскольку разбор дел в суде требует не только больших затрат времени работников предприятия, но и расходов на услуги юридических компаний.

Но конечно же участники исследования отмечали немалые трудности, связанные с отношениями между предприятиями и налоговыми органами.

Среди проблем, связанных с налоговым законодательством, основное место занимает документальное подтверждение и экономическое обоснование расходов компаний. В нашей стране для применения налогового вычета документальное подтверждение расходов должно соответствовать гораздо более жестким правилам, чем в других государствах, причем сам термин «экономическая обоснованность» зачастую трактуется налоговыми органами по усмотрению. По словам представителей компаний, участвовавших в исследовании, именно недостаток подтверждающих документов стал причиной отказа от оспаривания многих необоснованных претензий налоговиков в суде.

Другое яблоко раздора — правила трансфертного ценообразования, которые также достаточно вольно трактуются инспекторами. В результате возникает возможность доначислять налоги при осуществлении сделок между взаимозависимыми лицами, совершении бартерных и внешнеторговых операций, если цены отклоняются от рыночных более чем на 20%.

Сами правила трансфертного ценообразования сформулированы весьма расплывчато, кроме того, достаточно сложно определять рыночные цены, что приводит к возможности неоднозначной трактовки формулировок законодательства, а отсюда и до коррупции — один шаг.

Большинство опрошенных выразили недовольство запутанностью правил расчета НДС, высказавшись за срочное реформирование законодательства в части начисления налога на добавленную стоимость. Кстати, НДС стал «чемпионом» и в области налогового администрирования. Большая часть респондентов отметили чрезмерно сложные процедуры подачи деклараций по этому налогу и высказались за формализацию критериев, на основании которых им могут отказать в возврате НДС. 

К сожалению, новации, предложенные Минфином на недавнем заседании Правительства, могут привести к дальнейшему усложнению администрирования налога. Во всяком случае глава Правительства Михаил Фрадков уже сравнил процедуры его расчета с подготовкой научной диссертации.

Опрошенные фирмы дали очень низкую оценку работе фискальных органов с жалобами налогоплательщиков, ситуация здесь, по их мнению, за последнее время только ухудшается.

В целом же компании оценивают независимость и профессионализм российских налоговиков ниже среднего уровня. В отличие от судебной системы, которая воспринимается ими более благожелательно. Парадоксально, но факт: сотрудники судебных структур гораздо лучше знают налоговое законодательство, чем представители самих фискальных органов. Жаль только, что расплачиваться за ошибки инспекторов приходится предприятиям.