Работник под маской агента

Зачастую работодатели пытаются «замаскировать» трудовые отношения, заключая гражданско-правовые договоры
| статьи | печать

Предприниматели очень часто идут на ухищрения, чтобы не заключать с работником трудовой договор. В таких случаях работодатели заключают гражданско-правовые договоры (например, договор возмездного оказания услуг или агентирования) с явными признаками трудового.

 

Заключая трудовой договор, работодатель обязан предоставить работнику установленные ТК РФ льготы, а также гарантии и компенсации: оплачивать отпуск, листы временной нетрудоспособности, оформлять полис обязательного медицинского страхования, а в случае беременности сотрудницы предоставлять гарантии, предусмотренные гл. 41 ТК РФ.

Также оформление трудовых отношений требует от предпринимателя наличия кадровой службы, которая обязана вести приказную систему приема и увольнения работников, вносить записи в трудовую книжку.

Но ТК РФ для защиты интересов работника предусмотрел, что если судом установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения, то тогда применяются положения трудового законодательства (п.4 ст. 11 ТК РФ).

В связи с этим работодателю необходимо знать, где проходит грань между трудовыми и гражданско-правовыми отношениями. По таким делам сложилась обширная судебная практика, когда суд очень часто занимает сторону работника.

Трудовой распорядок для агента

 

Рассмотрим конкретный спор о признании агентского договора трудовым.

К мировому судье с исковым заявлением обратилась гражданка, которая требовала признать заключенные между ней и организацией агентские договоры трудовыми. Она также просила взыскать с ответчика разницу между заработной платой, которая выплачивалась сотрудникам, работающим по трудовому договору, и сотрудникам, которые получали вознаграждения по гражданско-правовому договору.

Суду были представлены два агентских договора. Истица указала основные моменты, дающие ей основания полагать, что с ней заключен именно трудовой договор, завуалированный в оболочку агентского.

В соответствие с приложением к агентскому договору агент  был обязан: работать по индивидуальному заданию; присутствовать на производственных митингах отдела продаж, еженедельно согласовывать с уполномоченным представителем компании график работы. Данные пункты подтверждают факт установления режима работы.

Агент — тот же работник

Устанавливая обязанности агента, компания переписала нормы, указанные в ч. 2 ст. 21 ТК РФ. В соответствии с агентским договором агент был обязан:

1 строго придерживаться требований компании в отношении цен и условий продаж, а также норм, изложенных в приложении к договору, которое, по сути, устанавливало правила трудового распорядка, нарушение которых может повлечь за собой расторжение документа по инициативе компании. В то же время в ТК РФ закреплено, что работник обязан «соблюдать правила внутреннего трудового распорядка»;

2 постоянно повышать свой профессиональный уровень (гл. 52 ГК РФ «Агентирование» не предусматривает вообще наличия профессиональных качеств, а тем более их повышения, в то время как ТК РФ в разд. 9 устанавливает данную норму);

3 поддерживать стенд компании в аккуратном состоянии (в договоре было сказано, что агент протирает стенд от пыли в две смены — утром и вечером). Понятие сменной работы установлено в ст. 103 ТК РФ — это работа в две, три или четыре смены.

Не копируйте Трудовой кодекс

 

Рассматривая обязанности компании, указанные в агентских договорах, можно было проследить четкую связь с нормами ч. 2 ст. 22 ТК РФ. Например, компания обязалась:

1 предоставить агенту номенклатуру услуг и оборудование компании, а также тарифы на них и порядок их предоставления, всю необходимую сопроводительную документацию (обязанность «обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей» устанавливает п. 4 ч. 2 ст. 22 ТК РФ);

2 оплачивать работу агента в соответствие с положением о порядке выплаты вознаграждения, утверждаемом компанией (п. 5 ч. 2 ст. 22 ТК РФ обязывает «обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности»).

Суд, проанализировав приведенные выше доводы, запросил у ответчика копию трудового договора, который заключается с сотрудниками компании, для сравнения с агентскими договорами, а также расчетные ведомости. После запроса суда ответчик предложил заключить мировое соглашение, которое полностью удовлетворяло требования истицы.

В связи с этим хотелось бы отметить, что если руководство организации решило заключить с гражданином гражданско-правовой договор, то оно должно придерживаться норм гражданского законодательства и избегать перечисленных положений, копирующих нормы ТК РФ.