1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1004

Война по «Дружбе»?

Война по «Дружбе»?

Сор из «избы» Союзного государства разнесен по всей Европе. Россия и Беларусь не смогли самостоятельно разрешить возникшие хозяйственные споры и поспешили втянуть в свои разборки всех, кого можно.

 

О конфликте знают все. Более того, от него ни за что ни про что пострадала Европа. Германия, Венгрия, Словакия, Чехия и Польша перестали получать российскую нефть, которую наша страна обязана поставлять им по контрактам. Углеводороды, предназначенные для Европы, вдруг решила прибрать к своим рукам братская Беларусь, благо трубопровод «Дружба», по которому транспортируется половина российской экспортной нефти, проходит через ее территорию.

В результате с 6 января 79 тыс. тонн российской нефти до законных адресатов не дошли. А с 8 января компания «Транснефть» просто остановила прокачку на этом направлении.

Исполнение международных обязательств попало под угрозу, поскольку поставки в Европу по нефтепроводу возможны только через территорию Беларуси. (Кстати, по «Дружбе» в Европу ежедневно поступало около 1,2 млн баррелей нефти.) Эксперты сразу подсчитали, что потери российских компаний от приостановки транзита через территорию Беларуси составят порядка 3,5 млрд долл. в год.

Европейцам-потребителям происходящее, естественно, не понравилось, и они тут же потребовали разъяснений. А что тут разъяснять? То, что Россия и Беларусь строили-строили Союзное государство, а оно все не строилось. И теперь стороны, недовольные друг другом из-за несбывшихся надежд, пытаются налаживать свою жизнь исходя из интересов не Союзного государства, а своих собственных. И при этом даже не прочь от всей души насолить друг другу, а заодно и всем окружающим.

Действительно, у Москвы и Минска накопилось много взаимных претензий. Причем каждая из сторон обвиняет друг друга в нарушениях двусторонних договоренностей. Беларусь, например, считает, что Россия в нарушение соглашений ввела с 1 января 2007 г. вывозную таможенную пошлину на нефть, перемещаемую через ее территорию (в январе пошлина составляет 180,7 долл. за тонну). Наш партнер по Таможенному союзу был единственным государством, на которое экспортная пошлина не распространялась. Правда, Беларусь сама подтолкнула к такому шагу. Нефти республика получала немало. В 2005 году, например, на ее перерабатывающие заводы было поставлено 19,3 млн тонн, а в прошлом году объемы увеличились до 20,4 млн тонн. Переработанную дешевую российскую нефть белорусы продавали за рубеж, но уклонялись делить доходы от нефтеэкспорта, хотя такая договоренность существовала.

По оценкам, наша страна ежегодно недополучает более 4 млрд долл. из-за разницы в экспортных пошлинах в Беларуси и в России на нефтепродукты, производимые из нашей нефти. Например, с
1 декабря российская пошлина на экспорт легких дистиллятов и газойлей составляет 134 долл. за тонну, а белорусская – 75,8.

На нашу пошлину белорусы ответили своей. Для «компенсации упущенной выгоды» республика ввела 45-долларовую таможенную пошлину за тонну нефти, транспортируемой по своим нефтепроводам. Эксперты сразу определили ее как незаконную по экономической сути, по способу введения и по букве международных и двусторонних соглашений.

Россия знала, чем ответить, и пообещала ввести импортные пошлины на белорусские товары. Замаячила перспектива полномасштабной торговой войны. И между кем? Между братскими республиками, состоящими в Таможенном союзе и строящими Союзное государство!

Можно долго вспоминать, кто в чем когда был не прав. Фактов наберется много. Но дело даже не в этом. Хотелось бы понять, если мы действительно строим Союзное государство, то зачем так широко афишировать внутрисемейные распри и вовлекать в них соседей? Кстати, представляется, что у соседей относительно Беларуси уже существует определенное стойкое мнение и ей нечего терять. А вот репутация России в этой ситуации может пострадать. Тем более что для нас это уже не первый транзитный скандал. Недаром в Европе Ангела Меркель, канцлер Германии — страны, с которой Россия ищет дружбы, заявляет, что прекращение поставок в очередной раз заставляет констатировать: Европа не должна зависеть от какой-либо одной страны и необходимо разнообразить энергоисточники.

Мнение европейцев вряд ли уже изменится в лучшую сторону, несмотря на то, что после трехдневного простоя транспортировка нефти возобновилась. Обычно от скандалистов стараются держаться подальше. К тому же никто не застрахован от каких-то новых сюрпризов.

На сегодняшний день Белоруссия сняла свое требование об уплате транзитных пошлин, однако согласия по разделу доходов от нефтеэкспорта пока так и не достигнуто. И, представляется, прийти к консенсусу можно только тогда, когда есть общая цель. Если же ее нет, то договориться действительно очень сложно.