1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Магистрали раздора

около 300 тыс. из 1 млн км сети трубопроводного транспорта России нуждаются в срочном ремонте и реконструкции

В начале января 2007 года Госдума после восьмилетних раздумий намеревалась приступить ко второму чтению законопроекта «О магистральном трубопроводном транспорте». Однако замечания Правительства и Администрации Президента РФ вновь отодвинули сроки рассмотрения важного документа.

 

Новая песня на старый лад

 

Возвращение законодателей к залежалому проекту свидетельствует, что многолетний спор о том, кто, сколько и на каких основаниях будет перекачивать по трубе углеводороды, в основном разрешен.

Во втором чтении нормативный акт утверждает собственником трубопровода открытое акционерное общество и, таким образом, формально допускает частную собственность на магистральные трубопроводы, дает частному бизнесу легитимную возможность инвестировать в трубу средства. Законотворцы специально ввели этот нюанс, чтобы привлечь инвестиции в ветшающее трубопроводное хозяйство и дорогостоящие перспективные проекты.

Хотя, по официальным данным, государственные компании располагают достаточными ресурсами для поддержки и развития трубопроводной инфраструктуры, а также трубной и машиностроительной отраслей, возраст значительной части нефтепроводов достиг критических 30—40 лет, а газопроводов — 25. В период их интенсивного строительства применяли быстро корродирующий металл, недолговечные пленочные и битумные защитные покрытия, срок службы которых давно истек.

В итоге, по сведениям Ростехнадзора, в 2006 г. на магистральных трубопроводах произошло 28 аварий (до сих пор обычно регистрировали 2—3 в год), выявлено 30 тыс. нарушений. То есть страна вновь нуждается в массовом строительстве новых трубопроводов, но теперь более качественных.

Однако, как известно, строительство магистралей окупается за длительный срок (13—15 лет), поэтому частным компаниям в одиночку, без господдержки сложно и не выгодно браться за такую масштабную задачу. Государственные же «Газпром» и «Транснефть» хотя и заинтересованы в притоке капитала, но по воле государства теснят частных акционеров. Видя такое отношение, частные инвесторы не рвутся пускать деньги в трубу.

С другой стороны, опыт эксплуатации частных трубопроводов показал, что владелец наотрез отказывается «пускать» в свою трубу конкурентов и тем приходится либо строить свою параллельную трубу, либо соглашаться на грабительскую цену перекачки. По выражению одного из депутатов, «задвижка на трубе служит средством обучения непонятливых и усмирения непокорных».

Чтобы сохранить паритет интересов всех участников процесса, а также эффективный государственный контроль над газовыми и нефтяными транспортными системами, законопроект определяет долю участия государства в газопроводах не меньше, чем в «Газпроме» (50%), а в нефтепроводах — не меньше, чем в «Транснефти» (75%). Иностранные же компании и физические лица могут владеть не более 20% трубопроводного АО.

Эта новелла явно не решит проблему частных инвестиций и свободного доступа к трубе. Кроме того, эксперты опасаются, что новый закон ударит по частным компаниям, строящим свои трубопроводы, например по Каспийскому трубопроводному консорциуму (КТК). Его нынешняя мощность — только четверть от проектной, и российские чиновники в соответствии с новой нормой закона могут поставить расширение КТК в зависимость от увеличения доли государства в его капитале.

Для реального повышения инвестиционной привлекательности трубопроводного транспорта депутаты предлагают предусмотреть в законопроекте выгодное возмещение капитальных вложений инвестора в развитие и реконструкцию магистралей, а все их издержки учесть в преференциях на транспортировку и в тарифах, которые должны быть долгосрочными (на 10 лет), договорными и конкурентными. И это лишь два звена в цепи.

 

Монополия правит бал

 

Но в цепи есть и другие звенья. Жесткие связи стальных магистралей с нефтеперерабатывающими заводами, базами, терминалами и электростанциями, строго ориентированные грузопотоки сохраняют естественный монополизм трубопроводного транспорта, с которым не готовы расстаться госчиновники. Эксперты Комиссии Совета Федерации по естественным монополиям уверены, что и во втором чтении вряд ли удастся решить проблему свободного доступа к трубе всех желающих. Они полагают, что ситуация с трубопроводным монополизмом отражает общее состояние экономических отношений в стране и во многом зависит от государственной политики в сфере минеральных ресурсов.

Эксперты уверены, что одним законом вряд ли удастся преодолеть издержки естественной монополии. Необходимо создать стройную систему управления сырьевым комплексом страны и синхронизировать стратегии развития ТЭК, металлургии, машиностроения и железнодорожной отрасли. Также следует прописать правила взаимоотношений независимых производителей углеводородов с крупными вертикально интегрированными компаниями и естественными транспортными монополиями. Особенно права инвесторов, которые могут быть выражены в тарифных преференциях и привилегированном доступе к трубе.

По мнению участников нефтегазового производства, нужен федеральный закон, который признает за малыми и средними предприятиями особую правосубъектность и определит их признаки. Кроме этого, требуется специальный налоговый режим для добычи полезных ископаемых на низкопродуктивных участках недр, которые, как правило, разрабатывают небольшие независимые нефтяные и газовые компании. В корректировке нуждается и лицензионное законодательство. А пока всеми этими вопросами в меру своих возможностей и способностей занимаются сразу девять министерств, новая редакция законопроекта «О магистральном трубопроводном транспорте» по-прежнему остается заложником государственного монополизма.

 

Система трубопроводного транспорта России

 

350 тыс. км технологических трубопроводов (нефтесборные, по доставке воды для поддержания пластового давления, для транспортировки подготовленной нефти);

50 тыс. км магистральных трубопроводов принадлежит ОАО «АК «Транснефть». В системе функционируют 355 станций по перекачке нефти, 861 резервуар для хранения нефти общей емкостью около 14 млн кв. м.

2,5 тыс. км магистральных трубопроводов принадлежит нефтяным компаниям: Каспийскому трубопроводному консорциуму — трубопровод Западный Казахстан — Черное море; консорциуму «Сахалин-2» — трубопровод Сахалин — Де-Кастри (700 км); ТНК-ВР — трубопровод Уса — Ухта на Ковыктинском месторождении.

Сеть магистрального трубопроводного транспорта нефтепродуктов (моторных топлив) от 14 нефтеперерабатывающих заводов европейской части России, Мозырского и Ново-Полоцкого НПЗ Белоруссии до западных границ Украины с Венгрией и латвийского порта Вентспилс составляет 19,1 тыс. км, в том числе 15,2 тыс. км магистральных и 3,9 тыс. км отводов.

Протяженность газовых магистралей России — свыше 150 тыс. км, из них 148,8 тыс. км магистральных газопроводов находится в ведении «Газпрома». Кроме того, «Газпром» владеет 2,8 тыс. км продуктопроводов.

 

Новые проекты

 

·       Трубопровод Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО): протяженность — 4670 км (2764 км на первом этапе), проектная мощность — 30 млн т на первом этапе, 80 млн т при полном развитии. С учетом реализации проекта «Север» (Харьяга — Индига: проектная мощность — 12 млн т, протяженность — 467 км) ВСТО обеспечит 95% экспортной поставки нефти в восточном направлении.

·       КТК намечено расширить с 28 млн до 67 млн т.

·       Нефтепровод Бургас — Александрополис будет проложен в обход проливов Босфор и Дарданеллы, проектная мощность — 35 млн т, протяженность — 287 км.

·       Продуктопровод Кстово —Ярославль — Кириши — Приморск выведет трубопроводную магистраль на побережье Балтийского моря. В результате мощность трубопроводной системы ОАО «АК «Транснефтепродукт» вырастет с 50 в 2006 г. до 74 млн т в 2012 г.

·       Северо-Европейский газопровод (СЕГ) планируется провести по дну Балтийского моря. Его протяженность должна составить 1200 км, проектная мощность — 27,5 млрд куб. м на первом этапе и 55 млрд
куб. м при полном развитии.

·       Для соединения СЕГ с Единой системой газоснабжения России (155 тыс. км) начато строительство нового газопровода Грязовец — Выборг, который позволит также обеспечить потребности в газе Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

·       В стадии доработки программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки, газоснабжения и экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона. По предварительным оценкам, суммарные капитальные вложения в геологоразведку, добычу, переработку, хранение и транспортировку газа составляют от 700 млрд до 1,5 трлн руб.

 

Санкции против лудистов, мародеров и террористов

 

Совет Федерации одобрил усиление уголовной ответственности в УК РФ за преступления, совершаемые на объектах трубопроводного транспорта.

Теперь за хищение нефти и газа из магистральных трубопроводов полагается штраф от 100 до 500 тыс. руб. либо в размере заработной платы осужденного за период от 1 до 3 лет или лишение свободы сроком от 2 до 6 лет со штрафом до 80 тыс. руб.

Повреждение нефте- и газопроводов будет караться штрафом в размере от 400 до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 7 месяцев до года. Наказание за это преступление — лишение свободы сроком от 2 до 5 лет.

Производство, приобретение, хранение для сбыта или сбыт нефтепродуктов, не соответствующих установленным требованиям, будет наказываться штрафом от 400 до 500 тыс. руб., либо ограничением свободы (подписка о невыезде или условные сроки) до 3 лет, либо лишением свободы от 3 до 6 лет.

Если эти деяния повлекут по неосторожности смерть человека или будут иметь другие тяжкие последствия, виновникам грозит наказание в виде лишения свободы сроком от 5 до 8 лет.