1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 974

Из отпуска с заботой о туристе

Госдума РФ, вернувшись из зимнего «отпуска», приняла в третьем чтении Закон «Об основах туристической деятельности», призванный обеспечить финансовую защиту российских туристов от недобросовестных туроператоров.

 

Новый Закон устанавливает механизм финансового обеспечения ответственности туроператоров путем ее страхования или через банковскую гарантию.

Размеры финансового обеспечения, определяемого в договоре страхования ответственности туроператора или в банковской гарантии, не могут быть менее 5 млн руб. для туроператоров в сфере международного туризма, 500 тыс. руб. — в сфере внутреннего туризма и 5 млн для тех, кто занимается внутренним и международным туризмом.

Документ должен вступить в силу с 1 июня 2007 г. (как раз к началу летних отпусков), причем с 1 июня 2008 г. сумма страхования гражданской ответственности для туроператоров в сфере международного туризма, а также внутреннего и международного туризма увечится до 10 млн руб. (При этом срок действия гарантии не может быть менее одного года.)

Кроме финансового обеспечения законом предусматривается создание Единого федерального реестра туроператоров. Его сведения будут размещаться на сайте Ростуризма и в печатных изданиях.

Впрочем, и страховщики, и туроператоры имеют много вопросов по новому Закону.

В частности, страховщиков волнует, что в третьей редакции предлагается страховать договорную ответственность туроператора за неисполнение/ненадлежащее исполнение обязательств по договору с туристом, связанную с основными рисками в туротрасли — перевозкой и размещением, а также существенными недостатками турпродукта, включая существенные нарушения требований к его качеству и безопасности.

Однако при этом в Законе четко не прописано, что именно является существенным недостатком и существенным нарушением и в какой момент наступает ответственность страховой компании перед туристом.

В случае если такая ответственность наступает всегда, независимо от того, были ли требования к качеству турпродукта не выполнены по сознательному умыслу со стороны туроператора или нет (в последней редакции Закона формулировка именно такова), у туроператора, во-первых, нет стимула стараться на благо клиента: пускай волнуется страховщик.

А во-вторых, данное положение Закона вступает в противоречие с Гражданским кодексом РФ: ст. 928 (страхование противоправных действий запрещено) и ст. 963 (страховщик освобождается от выплаты возмещения, если страховой случай наступил вследствие умысла страхователя), согласно которым страховые компании не должны покрывать умышленные действия туроператоров.

Кроме того, страховые компании опять оказываются в худшем положении, чем банки: согласно новому Закону банковская гарантия будет выплачиваться только в случае, если тур- оператор отказал клиенту в возмещении ущерба, в то время как страховку клиент сможет получить всего лишь по письменному заявлению.

В результате таких повышенных рисков для страховщиков цена страховки может оказаться слишком высокой. Этого же опасаются и туроператоры, особенно мелкие, у которых маржа достаточно низкая, ведь платить будет опять клиент, а средний клиент турфирм в России далеко не так беспечен, чтобы не заметить повышения цены тура на 3—4%, что, как опасаются, и будет основным результатом нового Закона.

Никто не спорит, что страховать туристов надо. Но последние громкие трагедии в Египте показывают, что страховка должна быть продуманной, а механизм возмещения ущерба прописан до мелочей. Иначе спасение утопающих снова окажется в руках самих утопающих, и все, к чему приведет новый нормативный акт, — это дополнительные расходы для путешественников.

К сведению

20 168 руб. потратил средний турист на отдых в августе 2006 г., по данным агентства Форос Инфотревл.