Лукавые цифры финансовых подсчетов

1,5 трлн руб. составили доходы муниципалитетов РФ в 2006 году
| статьи | печать

«ЭЖ» продолжает публикации об экономической основе муниципальных образований. В частности, о ее финансовой составляющей. И вот что любопытно: общие показатели по стране говорят о жизнеспособности местного самоуправления, а реальная жизнь пока представляет мало доказательств в пользу муниципальной реформы.

По сведениям Министерства финансов РФ, доходы местных бюджетов в прошлом году в целом по стране на 218,2 млрд руб. превысили запланированный уровень и на 369 млрд руб. — показатель
2005 года.

ООП — общий оптимистичный показатель

Фактическое исполнение бюджетов муниципальных образований по доходам в 2006 г. составило 1,522 трлн руб.; рост по сравнению с предыдущим годом — на 32%. Собственные доходы местных бюджетов выросли на 31% — до 1,114 трлн руб. Было запланировано — 879,6 млрд руб.

Одновременно на 16,1 млрд руб. снизилась кредиторская задолженность муниципалитетов. Теперь она равна 46,9 млрд руб.

Улучшение показателей по доходам, по мнению заместителя министра финансов страны Антона Силуанова, связано с финансовой помощью, оказываемой местным бюджетам из консолидированных бюджетов регионов, а также с ростом собственной доходной базы муниципальных образо-
ваний.

В результате вместо запланированного дефицита в 57,4 млрд руб. бюджеты в минувшем году были исполнены с профицитом в 10,2 млрд руб.

Эти незапланированные доходы муниципалитеты могли бы направить на исполнение разовых полномочий, считает высокопоставленный чиновник.

Но общий показатель финансового благополучия муниципалитетов — это как средняя температура по больнице. Более трети профицита приходится на городские округа, каковыми являются все краевые и областные центры. За исключением Санкт-Петербурга и Москвы, которые сами — отдельные субъекты РФ.

Любопытную картину представляет структура доходов местных бюджетов. На 524 зарегистрированных городских округа приходится 48% общего дохода всех муниципальных образований в стране, на 1800 муниципальных районов — 46,1% и на 21 656 городских и сельских поселений — 5,9%. А у 63% муниципальных образований, по данным Минфина РФ, бюджетные дотации составляют 50—100% доходов их бюджетов.

БП — бюджетные проектировки

Принятая сейчас Минфином России система распределения бюджетных средств исходит не от доходов, а от расходов, то есть от закрепления расходных обязательств за соответствующим уровнем бюджета: федеральным, региональным, муниципальным. Например, расходы на оборону остаются за Федерацией, на образование — делят между собой субъекты РФ и муниципалитеты, а вот затраты на жилищно-коммунальное хозяйство полностью ложатся на последние.

Такая же логика в схеме распределения налогов. К примеру, НДФЛ распределяется более-менее равномерно: где население, там и налоги. Правда, это федеральный налог, но он полностью отдан регионам и муниципалитетам. Земельный налог, налог на имущество физических лиц — местные налоги. Налог на имущество организаций — региональный налог.

Таким образом, субъекты Федерации получили налоги, пропорциональные численности населения, и могут повлиять на их (налогов) рост. В частности, стимулируя малый и средний бизнес. В федеральный бюджет идет 95% налога на добычу полезных ископаемых. Вся полученная сумма затем перераспределяется и направляется в российские регионы в виде финансовой помощи. Если бы он был региональным, то нефтегазовые субъекты РФ купались бы в роскоши, а остальные вечно оставались нищими, считает заместитель министра финансов.

В федеральном бюджете 2007 г. появилась новация. Для поощрения регионов, ежегодно снижающих объемы трансферта из центра и сокращающих свою кредиторскую задолженность, заложено 9 млрд руб. Минфин рассчитывает и в следующем году увеличить «премиальные» регионам, добившимся хороших показателей в своем развитии. С целью эффективного распределения этих средств объявляется конкурс, заявки на участие в котором уже поступили от 10 субъектов Федерации и 10 муниципальных образований. И первый претендент, по мнению А. Силуанова, на поощрение, лучший из реципиентов — Дагестан, имеющий высокие темпы роста собственных доходов.

По оценке министра, российские регионы в зависимости от доли межбюджетных трансфертов в объеме доходов субъектов и муниципалитетов делятся на 3 условные группы. Первый уровень составляют 20 низкодотационных регионов, третий — 12 высокодотационных, а между ними — остальные субъекты Федерации.

Ожидается, что в Бюджетном кодексе РФ появятся уточнения понятий «субсидия» и «субвенция». Субсидией будут называться средства, передаваемые одним уровнем власти на обеспечение полномочий на другой уровень или органу местного самоуправления. Субвенция — это целевые средства на финансирование делегированных полномочий, то есть на исполнение тех функций, которые регион или муниципалитет выполнять не обязан, но они ему переданы.

При новой схеме работы над бюджетами всех уровней, то есть при финансовом планировании на три года, особое значение приобретают бюджетные проектировки, призванные обеспечить сбалансированность, в частности, местных бюджетов. Минфин разработал Методические рекомендации по организации мероприятий, связанных с этим требованием.

Органам местного самоуправления, чтобы стать полноправными участниками бюджетного процесса, необходимо самим мобилизоваться, чтобы предельно увеличить поступление местных налогов и максимально полезно реализовать возможности разных источников финансирования дефицита местного бюджета, в частности привлекать кредитные ресурсы («ЭЖ» № 05) и использовать муниципальные ценные бумаги («ЭЖ» № 08).

Цель методических рекомендаций:

· повышение качества управления бюджетным процессом;

· активизация механизмов оздоровления муниципальных финансов;

· создание условий для обеспечения устойчивого исполнения местных бюджетов;

· повышение эффективности и результативности работы органов местного самоуправления и других участников бюджетного процесса;

· выявление внутренних резервов экономии расходов и увеличения доходов местных бюджетов.