1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Рискнуть на пару с государством

В отличие от известных «стратегических отраслей», где государство стремится удерживать командные высоты, есть сферы приложения инвестиций, в которых оно приветствовало бы активное участие частного бизнеса. Прежде всего это касается общественной инфраструктуры, забота о которой — дело государственное. Вопрос в том, пойдет ли сюда бизнес.

 

Ничего особенного в допущении бизнеса в сферу социалки нет. Даже в более благополучных странах, нежели сегодняшняя Россия, он широко задействован в разных областях общественных интересов через механизм частно-государственного партнерства (в русском переводе). У нас же, чтобы привести в божеский вид порушенную социнфраструктуру, только на ближайшие годы требуется, по оценкам экспертов, до 300 млрд долл.

Ясно, что потянуть такие вложения в одиночку государство не в силах, а вытягивать надо непременно — экономический рост в стране уже и так крепко упирается в инфраструктурные ограничения. Словом, решить эту проблему в складчину с бизнесом в рамках ЧГП — оно и реальнее, и сподручнее.

Объявив частно-государственное партнерство приоритетом экономической политики, власть принялась зазывать в него бизнес. По наблюдениям экспертов, сейчас она зондирует почву среди отечественных и зарубежных потенциальных инвесторов по поводу их желания поучаствовать у нас в ЧГП и выяснения возможных тому препятствий. Помочь в прояснении этой картины может только что вышедший национальный доклад, подготовленный Ассоциацией менеджеров вместе с Программой развития ООН в России, с подходящим названием «Риски бизнеса в частно-государственном партнерстве».

Его авторы отмечают, что государство постаралось заложить основы для поддержки проектов ЧГП. Выражается это прежде всего законами по соглашениям о разделе продукции, концессионным соглашениям, размещению заказов для госнужд. Кроме того, образованы такие важнейшие институциональные механизмы, как Инвестиционный фонд, Российская венчурная компания, три типа ОЭЗ.

Далее же при анализе этого фундамента для ЧГП с точки зрения практики инвестирования в России выясняется, к примеру, что в нашем законодательстве имеются большие пробелы в отношении регламентации работы на государственных или муниципальных объектах, что нет четкого разграничения объектов частной и госсобственности. Временным недостатком Закона о концессионных соглашениях также «является отсутствие механизмов его реализации», а всего в нем усматриваются 4 проблемы, создающие риски для бизнеса: например, Закон не способствует привлечению частных кредитов для финансирования проектов ЧГП. И вообще ответственность за реализацию таких проектов у нас распылена между множеством министерств и ведомств и т.д., и т.п.

Словом, рисков для бизнеса набирается вагон и маленькая тележка. Назовем только группы рисков, тормозящие, по мнению бизнеса, развитие в России ЧГП. Это риски, связанные с работой органов госвласти (38,1%), с участием государства как партнера в проектах (31,8), собственно бизнес-риски этих проектов (26,7) и связанные с протестами общественности (3,4%). Если заглянуть в первую группу рисков, то там обнаруживаются большая коррупция (59,6%), избыточная бюрократия (57,4), изменение нормативно-правовой базы (36,7%)…

Выходит, в ЧГП главный ступор государство и есть, а посему нечего туда частнику и соваться? Но все ли так пасмурно? Исследования показывают, что среди предпринимателей имеются живой интерес к ЧГП и вера в его пользу. Особенно в таких сферах, как транспортная инфраструктура (64,8%) и ЖКХ (55,1). Немалые возможности видятся им и в энергетике (35,2%), строительстве (29,5), спорте (10,2%).

Далее, на ниве реализации серьезных проектов в рамках ЧГП конь-то у нас уже повалялся, особенно в жилищно-коммунальной инфраструктуре. Так вот, из-за хлипкости нормативно-правовой базы покрутиться их реализаторам пришлось изрядно. Но! Если сильно хотели — сделали. И кстати, среди компаний, которые уже вкусили прелестей ЧГП, 88,5% готовы пройти эту школу еще раз.

В общем, можно ждать, пока власть заделает нормативно-правовые и прочие дыры в фундаменте ЧПГ, а можно рисковать и дела делать. Правда, тут все же не обойтись без определенных условий. Опыт показал, что среди важнейших факторов успеха непременно должна быть не только высокая заинтересованность бизнеса, но и политическая воля органов власти.

Да, на подходе целый ряд проектов дорожной инфраструктуры. Крупные, важные для страны. «Вкусные» опять же…