Быстрее… еще быстрее

до 161 трлн руб. может вырасти российский ВВП к 2020 г., по оценке ИНП РАН
| статьи | печать

Экономика России может расти гораздо быстрее 7% в год, уверены эксперты бизнес-сообщества и ученые РАН. Для этого нужно использовать модель социально ориентированного рынка, опирающуюся на высокий уровень жизни граждан и создание благоприятных условий отечественным производителям, работающим на внутренний спрос.

Прогнозируемые МЭРТ темпы увеличения ВВП на 7% в год, по оценке независимых экспертов, лишь закрепляют относительное отставание нашей экономики от развитых стран.

Иного мнения относительно перспектив социально-экономического развития придерживаются аналитики бизнес-сообщества и представители академической науки. Причем в их позициях есть много общего.

«Деловая Россия» считает, что нашей стране необходимо использовать модель социально ориентированного рынка, базирующуюся на высоком уровне жизни, успешно внедренную на практике в западноевропейских странах, Японии и США. Ее основа состоит в развитии внутреннего спроса как главного фактора роста национального производства (см. схему).

Целый ряд элементов социально ориентированного рынка уже применяется в нашей стране. Но сейчас настала пора использовать системный подход для реализации этой модели и сформировать целостную программу ее воплощения в жизнь. Главную цель социально-экономической политики государства в таком случае можно сформулировать так: «На основе ускоренного роста ВВП на уровне 10% в год утроить к 2020 г. доходы российских граждан и превзойти среднеевропейский показатель валового продукта на душу населения».

Ученые Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН отмечают, что наш ВВП может увеличиваться в период до 2020 г. на 8% в год. А фонд заработной платы, составлявший в 2005 г. 9,4 трлн руб., к концу прогнозируемого срока возрастет до 66,5 трлн.

По словам директора ИНП Виктора Ивантера, в рыночных секторах экономики зарплату надо поднять вдвое уже в ближайшие 2—3 года. «Инновации останутся болтовней без высоких заработных плат для квалифицированных работников. Нужно переходить от минимальной зарплаты к нормативной, которая должна исходить не из прожиточного минимума, а из социальных стандартов», — подчеркивает он.

1 Для развития рыночной социальной системы надо еще более активно работать над реализацией национальных проектов. А в дальнейшем целесообразно их реструктурировать в форму частно-государственных фондов целевого капитала под управлением независимых общественных советов и профессиональных управляющих компаний.

Аналогичный подход предприниматели предлагают использовать применительно к Пенсионному фонду (ПФ). С одной стороны, следует расширить список ценных бумаг, в которые можно вкладывать средства ПФ, включив туда акции российских компаний, котирующихся на фондовом рынке, а с другой — сформировать наблюдательный совет с участием общественных организаций. А затем провести тендер для отбора управляющей компании, под руководство которой будут переданы активы фонда.

2 Формирование массового конкурентного рынка потребует создания благоприятных условий ведения бизнеса не только для двух десятков гигантских корпораций, но и сотен тысяч малых, средних и крупных компаний, ориентированных на внутренний спрос. Для этого предстоит завершить институциональные реформы и обеспечить свободную конкуренцию всем участникам хозяйственной жизни.

Налоговую нагрузку на предприятия нужно снизить до 30%. По расчетам, проведенным совместно с ГНИИ развития налоговой системы, это стимулирует расширение облагаемой базы и увеличит доходы бюджета на 20 процентных пунктов.

В качестве компромиссного решения проблемы НДС бизнес-объединение считает возможным перейти от зачетного начисления налога к прямому способу и снизить его ставку до 12%. Налог на прибыль, реинвестированную в развитие производства, целесообразно уменьшить наполовину, а ставку ЕСН сократить до 12%, одновременно отменив регрессивную шкалу по его уплате.

3 Массовому бизнесу нужно открыть доступ к инвестиционным ресурсам и источникам пополнения оборотных средств. Для этого ЦБ РФ следует кроме финансовых задач поставить ряд новых целей, ориентированных на экономический рост. Он должен стимулировать кредитную активность банков через максимальное развитие системы рефинансирования. Его ставку можно установить ниже уровня инфляции, а объем выданных кредитов сделать одним из главных показателей работы ЦБ. Также важно расширить перечень активов, принимаемых в качестве обеспечения по кредитам.

Сотрудники ИНП придерживаются мнения, что в нашей стране пока действует схема, при которой состоятельные россияне переводят свои капиталы за границу, а затем (при появлении перспективных проектов) направляют их для инвестирования на Родину. Ученые считают необходимым более активно использовать государственные средства для ускорения развития экономики.

4 Приоритетные направления инновационно-промышленной политики, отмечают эксперты бизнес-объединения, целесообразно уточнить с использованием системы «Форсайт». Кроме нефте- и газохимии, лесопереработки, наукоемких отраслей и ВПК к числу важнейших направлений следует добавить жилищное строительство и ЖКХ. Они не только имеют огромное социальное значение, но и способны стать локомотивом роста для десятков смежных секторов нашего хозяйственного комплекса.

В качестве основной преференциальной меры промышленной политики нужно применять поощрительную амортизацию, ставка которой должна равняться 150% от стоимости вновь приобретенного оборудования.

Главным тормозом ускоренного роста предпринимательское сообщество сегодня считает слабость системы государственного управления. Причем особенно велики недостатки работы органов власти на местах. По словам президента «ОПОРы» Сергея Борисова, сейчас образовалась целая пропасть между уровнем профессиональных качеств чиновников федеральных ведомств и региональных (местных) администраций.

5 Аналитики «Деловой России» предлагают, не разрушая старой системы и не подвергая страну рискам паралича государственной власти, создавать центры нового управления. Они будут работать на принципах нацеленности на конечный результат, некоррупционности, профессионализма и персональной ответственности.

Первыми ласточками новой системы управления могут стать некоторые крупные проекты, проводимые в рамках инновационно-промышленной политики, и общественно значимые объекты. Они должны реализовываться методами проектного управления, иметь четко обозначенные цели, понятные всем планы, ориентированные на конечный результат, который можно выразить в конкретных показателях.

Превращение системы госуправления из главного тормоза в стимул для развития экономики одновременно с созданием социально ориентированного рынка — вот ключ к ускоренному росту. Если мы сумеем открыть им дверь, ведущую к рубежу 2020 г., то наш ВВП будет расти быстрее… гораздо быстрее.