1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1284

Налог меняет обличье

Неналоговые платежи

Водный налог, к которому привыкли водопользователи, «вытесняется» платой за пользование водными объектами, взимаемой на основании договоров. Означает ли это кардинальную замену налоговых отношений гражданско-правовыми? Что представляет собой такая плата? Попробуем разобраться.

 

Новый Кодекс со старым названием

Чтобы ответить на поставленные вопросы и понять суть введенных платежей, рассмотрим сначала основные положения законодательства, касающиеся водопользования и договоров, на основании которых осуществляется этот вид деятельности.

Федеральным законом от 03.06.2006 № 73-ФЗ с 1 января 2007 г. был введен новый Водный кодекс РФ. Действовать этот правовой акт начал в редакции Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ. При этом правоотношения по водопользованию, возникшие на основании норм прежнего Кодекса, продолжают действовать, на чем мы позже остановимся.

Согласно ст. 1 ВК РФ использование водных объектов (водопользование) — это использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц. Поскольку нашей целью является установление особенностей и правовой природы платы за пользование водными объектами, обратим внимание на необходимость разграничения понятий «водопользование» (первичное использование водных объектов) и «водопотребление» (потребление воды из систем водоснабжения).

Статья 3 ВК РФ указывает на платность использования водных объектов как на один из принципов водного законодательства. Пользование такими объектами осуществляется за плату, за исключением установленных этим законодательством случаев.

Обратим внимание на то, что в силу ч. 2 ст. 4 ВК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, определяются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы ВК РФ.

Нормами гл. 2 ВК РФ регулируются вопросы права собственности и иных прав на водные объекты. Приоритет отдается федеральной собственности, в которой находятся водные объекты. Исключение составляют пруды и обводненные карьеры, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу. Такие водные объекты принадлежат собственникам соответствующих земельных участков, если иное не установлено федеральными законами.

Отметим, что в соответствии со ст. 8 ВК РФ право собственности на пруд и обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на земельный участок, в границах которого они расположены, так как данные водные объекты могут отчуждаться только вместе с такими земельными участками. При этом последние разделу не подлежат, если в результате его требуется раздел указанных водных объектов.

Часть 5 ст. 8 ВК РФ уточняет, что естественное изменение русла реки не влечет за собой прекращение права собственности Российской Федерации на этот водный объект, а ч. 6 данной статьи устанавливает, что формы собственности на подземные водные объекты определяются законодательством о недрах.

 

СПРАВКА

Согласно ст. 1.2 Закона от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в них полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме.

 

Вопросам водопользования посвящена гл. 5 ВК РФ. Положения этой главы, в частности, определяют, что водные объекты используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод и (или) дренажных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных предусмотренных данным Кодексом целей.

До вступления в силу нового Водного кодекса РФ основным документом, являющимся основанием для водопользования, была выдаваемая лицензия. При этом водопользователи — организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование, — были обязаны уплачивать водный налог, предусмотренный гл. 25.2 НК РФ. В настоящее время выдача лицензий не предусмотрена, а основаниями для пользования водными объектами стал договор водопользования или решение о предоставлении водного объекта в пользование. Этим документам посвящена гл. 3 ВК РФ, нормы которой мы обсудим отдельно.

Забегая вперед, оговоримся, что лица, пользующиеся водными объектами на основании указанных договоров и решений, не признаются плательщиками водного налога согласно п. 2 ст. 333.8 НК РФ, введенному Федеральным законом от 03.06.2006 № 73-ФЗ. Лица, осуществляющие водопользование на основании заключенных договоров, должны уплачивать не указанный налог, а установленные платежи. В то же время лица, осуществляющие водопользование на основании ранее выданных лицензий, действие которых сохраняет силу, обязаны по-прежнему уплачивать водный налог.

Итак, вместо лицензий используется договор, а налог заменяется платой. Но являются ли такие метаморфозы «революционным шагом» законодателя? Пока лишь отметим, что ранее действующий Водный кодекс РФ также обязывал водопользователей заключать договоры на основании выданных лицензий, а исчисление и уплата платежей за пользование водными объектами и водного налога — во многом схожи. Что же представляют собой такие платежи?

 

Налоговый кодекс «сдал», Водный — «принял»

Статья 20 ВК РФ устанавливает, что договором водопользования предусматривается плата за пользование водным объектом или его частью. Она устанавливается на основе следующих принципов:

·        стимулирование экономного использования водных ресурсов, а также охраны водных объектов;

·        дифференциация ставок платы в зависимости от речного бассейна;

·        равномерность поступления платы в течение календарного года.

Ставки, порядок расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Федерации, собственности муниципальных образований, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Постановлением от 30.12.2006 № 876 Правительством РФ утверждены ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, а Постановлением от 14.12.2006 № 764 — Правила расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности (далее — Правила).

Установлены следующие виды ставок:

·        Ставки платы за забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов или их отдельных частей (за исключением морей) в пределах объема допустимого забора (изъятия) водных ресурсов, установленного договором водопользования.

·        Ставки платы за забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов или их отдельных частей в пределах допустимого забора (изъятия) водных ресурсов, установленного договором водопользования.

·        Ставки платы за использование водных объектов или их частей без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

·        Ставки платы за использование акватории поверхностных водных объектов или их частей.

Первый вид ставок устанавливается в рублях за 1 тыс. кубометров водных ресурсов и дифференцируется по субъектам РФ, разделенным на 32 речных бассейна. Например, ставка платы по Приморскому краю, входящему в речной бассейн реки Амур, составляет 264 руб.

Второй вид ставок устанавливается в рублях за 1 тыс. кубометров водных ресурсов и дифференцируется по 30 морям и Тихому океану (в пределах территориального моря Российской Федерации). Например, ставка платы за забор воды из Азовского моря составляет 14,88 руб.

Третий вид ставок устанавливается в рублях за 1 тыс. кВт•ч электроэнергии и дифференцируется по 20 рекам и речным бассейнам. При этом для рек бассейнов Берингова, Восточно-Сибирского, Чукотского, Японского морей и Тихого океана установлена единая ставка — 10,44 руб. Единая ставка установлена также для прочих рек, не поименованных в перечне и не входящих в состав поименованных бассейнов, — 4,8 руб.

Четвертый вид ставок устанавливается в тысячах рублей за 1 кв. км используемой акватории в год и дифференцируется по речным бассейнам, озерам, морям и Тихому океану (в пределах территориального моря Российской Федерации). При этом единые ставки установлены для:

·        рек бассейнов Восточно-Сибирского, Чукотского, Японского морей и Тихого океана — 31,32 руб.;

·        рек Самур и Сулак — 34,44 руб.;

·        прочих рек, не поименованных в перечне и не входящих в состав поименованных бассейнов, — 32 руб.;

·        озер Белое, Выгозеро, Ильмень, Псковское и Чудское — 33,96 руб.;

·        озер Ладожское и Онежское — 33,96 руб.;

·        прочих озер, не поименованных в перечне, — 32 руб.;

·        морей Восточно-Сибирское, Карское, Лаптевых, Чукотское — 15,72 руб.;

·        морей Охотское, Японское – 38,52 руб.

Сравнивая ставки платы за пользование водными объектами со ставками водного налога, установленными ст. 333.12 НК РФ, заметим, что принцип дифференциации ставок, а также их размер полностью совпадают только по их второму виду. Например, налоговые ставки, применяемые при использовании акватории, дифференцируются по экономическим районам, а не по речным бассейнам, озерам, морям и Тихому океану, как дифференцируются ставки платы.

Кроме того, документ, вводящий ставки платы, в отличие от Налогового кодекса РФ в целях установления отдельных ставок не выделяет в отдельный вид водопользования использование водных объектов для сплава древесины в плотах и кошелях. Такое водопользование согласно ч. 2 ст. 11 ВК РФ требует не заключения договора, а получения разрешения, на которых мы остановимся ниже.

Следует также отметить, что ст. 333.12 НК РФ установлены налоговые ставки, применяемые при заборе воды из подземных водных объектов. Поскольку Водный кодекс РФ не предусматривает заключение договоров использования подземных водных объектов, то соответственно принятый на основании данного Кодекса документ не устанавливает ставки платы, применяемые при аналогичном использовании таких водных объектов.

Согласно Правилам расчет размера платы, предусматриваемой договором водопользования, производят физические и юридические лица, приобретающие право пользования поверхностными водными объектами или их частями. Платежным периодом является квартал. Размер платы определяется как произведение платежной базы и соответствующей ей ставки платы.

Платежной базой является:

·        для плательщиков, осуществляющих забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов или их частей, — объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов, включая объем их забора (изъятия) для передачи абонентам, за платежный период;

·        для плательщиков, использующих водные объекты или их части без забора (изъятия) водных ресурсов для целей гидроэнергетики, — количество производимой электроэнергии за платежный период;

·        для плательщиков, использующих акватории водных объектов или их частей, — площадь предоставленной акватории водного объекта или его части.

Платежная база устанавливается в договоре водопользования по каждому виду пользования водными объектами и определяется отдельно в отношении каждого водного объекта или его части.

Положение предусматривает возможность перерасчета размера платы. Это допускается, если согласно условиям договора уменьшается объем забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов или их частей, а также при уменьшении (увеличении) количества произведенной электроэнергии по сравнению с первоначально установленными договором значениями. Такой перерасчет производится по мере необходимости по окончании соответствующего платежного периода. При этом фактическая платежная база рассчитывается как:

·        фактический объем забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта или его части, определяемой на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды. В случае отсутствия таких приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. При невозможности применения этого метода объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления или с помощью других методов на условиях и в порядке, установленных в договоре;

·        фактическое количество произведенной электроэнергии, определяемое на основании данных контрольно-измерительной аппаратуры или с помощью других методов на условиях и в порядке, установленных в договоре.

Правила также определяют сроки и порядок внесения платы. Установлено, что она вносится по месту пользования водным объектом или его частью не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом, и подлежит зачислению в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством.

 

СПРАВКА

Приведем разъяснения чиновников, касающиеся обеспечения реализации установленного принципа равномерности поступления платы за пользование водными объектами в течение календарного года при цикличном характере производств.

Отвечая на конкретные вопросы, они, в частности, поясняют, что платежным периодом для всех категорий водопользователей признан квартал, при этом плата должна вносится не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом.

Что касается уровня потребления водных ресурсов, зависящего от особенностей применяемых производств и технологий, то эти особенности могут быть учтены при заключении соответствующего договора водопользования.

 

Отметим, что согласно Федеральному закону от 19.12.2006 № 238-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2007 год» средства, полученные в виде платы за пользование водными объектами, подлежат зачислению в размере 100% в соответствующие бюджеты (федеральный, субъектов РФ, городских округов, муниципальных районов, поселений) в зависимости от того, в чьей собственности находятся используемые водные объекты. Администратором платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, является Федеральное агентство водных ресурсов.

Власть дает «добро»

Поскольку основанием платы за пользование водными объектами является договор, рассмотрим основные положения о нем, содержащиеся в Водном кодексе РФ и подзаконных актах.

Из содержания ст. 11 гл. 3 ВК РФ следует, что на основании договоров водопользования водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальных образований, предоставляются в пользование для:

·        забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;

·        использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;

·        использование водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

По договору водопользования исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязуются предоставить водопользователю водный объект или его часть за плату. При этом к нему применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, если иное не установлено Водным кодексом РФ и не противоречит его существу. Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.

 

СПРАВКА

В соответствии с Положением о ведении государственного водного реестра, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 № 253, ведение реестра осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов. Форма государственного водного реестра утверждена Приказом МПР РФ от 29.05.2007 № 138.

 

Частью 2 ст. 16 ВК РФ предусмотрено, что договор водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, заключается по результатам аукциона в случаях, установленных Правительством РФ, а также в случае, если имеется несколько претендентов на право заключения такого договора.

Действующей в предыдущей редакции ч. 3 ст. 16 ВК РФ устанавливалось, что порядок подготовки и заключения договора водопользования (в том числе перечень видов водопользования), если право на заключение такого договора приобретается на аукционе, порядок проведения этого аукциона утверждаются Правительством РФ. На основании данной нормы Правительство РФ приняло Постановление от 14.04.2007 № 230, утвердившее:

·        Правила подготовки и заключение договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе;

·        Правила проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования.

После внесения изменений, внесенных Федеральным законом от 19.06.2007 № 102-ФЗ, вступившим в силу 03.07.2007, ч. 3 ст. 16 ВК РФ предусматривает, что порядок подготовки и заключения договора водопользования относительно водного объекта, находящегося в государственной и муниципальной собственности, форма примерного договора водопользования и порядок проведения аукциона на право заключить договор водопользования утверждаются Правительством РФ. Из анализа данной нормы следует, что должен быть принят подзаконный нормативный акт, предусматривающий процедуру подготовки и заключения договора, заключаемого в обычном порядке (не на аукционе), а также общую форму договора, заключаемого как в обычном порядке, так и на аукционе. Пока такие документы не приняты.

Согласно ст. 17 ВК РФ изменение и расторжение договора водопользования осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

 

СПРАВКА

Согласно ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

·        при существенном его нарушении другой стороной;

·        в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, другими законами или договором.

 

Отметим, что ст. 10 ВК РФ, содержащаяся в гл. 2 данного Кодекса, регулирующей вопросы права собственности и иных прав на водные объекты, предусматривает возможность прекращения права пользования водными объектами. В частности, из ч. 3 данной статьи следует, что основаниями принудительного прекращения такого права по решению суда являются:

·        нецелевое использование водного объекта;

·        использование его с нарушением законодательства;

·        неиспользование водного объекта в установленные договором водопользования или решением о предоставлении водного объекта в пользование сроки.

При этом ч. 5 данной статьи предусмотрено, что предъявлению требования о прекращении права пользования водным объектом по основаниям, предусмотренным ч. 3 ст. 10 ВК РФ, должно предшествовать вынесение предупреждения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления.

Очевидно, что в этом случае речь идет, в частности, и о расторжении договора по инициативе соответствующего органа — стороны по договору. Законодатель не включил приведенные положения в гл. 3 ВК РФ, посвященную договору водопользования и решению о предоставлении водного объекта в пользование, видимо потому что водопользование еще продолжает осуществляться на основании ранее выданных лицензий. Такое расположение этих норм позволяет распространять их и на «лицензионное» водопользование.

Кроме того, ч. 4 ст. 10 ВК РФ предусматривает принудительное прекращение права пользования водными объектами в случаях возникновения необходимости их использования для государственных или муниципальных нужд. Оно осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии с федеральными законами. В то же время процедура принудительного прекращения права пользования водными объектами в случае возникновения необходимости их использования для государственных или муниципальных нужд в данной статье не прописана. Однако, по нашему мнению, и в этом случае соответствующий орган должен сам обратиться в суд, если водопользование осуществляется на основании договора, поскольку речь идет о расторжении договора по инициативе одной из сторон.

 

Ба! Знакомые все лица!

Теперь, познакомившись с правилами расчета и взимания платы за пользование водными объектами, а также с положениями о договоре, на основании которого такая плата взимается, попытаемся ответить на поставленные нами вопросы, касающиеся правовой природы обсуждаемых новаций.

Прежде всего обратим внимание на сходство общих принципов порядка исчисления и уплаты водного налога и платы за водопользование. В новый Водный кодекс РФ и принятые на его основании подзаконные нормативные акты перекочевали, изменив свои наименования, такие понятия, как «налогоплательщики», «объекты налогообложения», «налоговая база», «налоговый период», «налоговые ставки».

Так, например, согласно п. 3 Правил платежным периодом признается квартал. Данное положение является аналогом ст. 333.11 НК РФ, в соответствии с которой налоговым периодом признается квартал. Из п. 4 Правил следует, что размер платы определяется как произведение платежной базы и соответствующей ей ставки платы. В то же время ст. 333.13 НК РФ предусматривает, что сумма налога по итогам налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей ставки водного налога.

Может показаться, что в связи с взиманием платы за водопользование на основании договора, к которому в силу ст. 12, 16 и 17 нового Водного кодекса РФ применяются соответствующие положения гражданского законодательства, обсуждаемые правоотношения следует теперь относить к гражданско-правовым со всеми вытекающими отсюда последствиями. По нашему мнению, это не так.

Как уже отмечалось, заключение подобных договоров между водопользователями и соответствующими органами предусматривалось и раньше. Статьей 54 прежнего Водного кодекса РФ было установлено, что договором пользования водным объектом признается соглашение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации с водопользователем о порядке использования и охраны водного объекта. Согласно этой же статье к таким договорам должны были применяться положения гражданского законодательства о сделках, договорах и аренде.

При этом договоры водопользования могли заключаться только после получения соответствующих лицензий. Из законодательства следовало, что данные договоры являются по существу вспомогательными, детализирующими административно-правовые отношения документами. Ведь одной из сторон был субъект, обладающий властными полномочиями. Поэтому договоры, заключаемые на основании ст. 54 прежнего Водного кодекса РФ, конечно, не свидетельствовали о гражданско-правовых отношениях в сфере водопользования.

По нашему мнению, не дают таких оснований и соответствующие положения нового Водного кодекса РФ. Действительно, он предусматривает договор водопользования как документ, на основании которого осуществляется использование водного объекта без получения лицензии. В то же время это не меняет сути отношений между его сторонами, одной из которых по-прежнему является субъект с властными полномочиями. Заключаемый на основании нового Водного кодекса РФ договор лишь объединил в себе ранее предусмотренные лицензию и уточняющий ее договор. Следует также учитывать, что субъекты, как и прежде, не договариваются о чем-либо принципиальном, а лишь уточняют, детализируют свои правоотношения, основные параметры которых уже определены законодательством.

 

СПРАВКА

Отметим, что ст. 18 ВК РФ конкретизирует только ответственность водопользователей. Так, несвоевременное внесение ими платы влечет уплату пеней в размере одной стопятидесятой действующей на день уплаты пеней ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. За забор (изъятие) водных ресурсов в объеме, превышающем установленный договором водопользования объем, водопользователь обязан уплатить штраф в пятикратном размере ставки платы за пользование водным объектом.

 

Нормы гражданского законодательства, к которым отсылает ст. 16 ВК РФ, в данном случае регулируют в основном только процедурные вопросы.

Соответственно плату за водопользование, взимаемую на основании документа, являющегося по своей сути административным, нельзя отнести к договорным платежам в гражданско-правовом смысле этого понятия. По своей правовой природе такая плата близка к платежам, взимаемым за загрязнение окружающей среды.

 

СПРАВКА

Напомним, что Решением Верховного Суда РФ от 28.03.2002 № ГКПИ 2002-178 подзаконные нормативные акты, устанавливающие условия и порядок взимания платы за загрязнение окружающей среды, были признаны незаконными, поскольку в нарушение ст. 17 НК РФ все существенные элементы таких платежей, являющихся по сути налоговыми, установлены не федеральными законами. Не согласившись с такой позицией, Конституционный Суд РФ  в Определении от 10.12.2002 № 284-О указал, что плата за загрязнение окружающей среды уплачивается во исполнение финансово-правовых обязательств и представляет собой форму возмещения экономического ущерба от негативного воздействия, носит компенсационный характер и должна устанавливаться на основе принципа эквивалентности.

 

Плата за водопользование также имеет все существенные элементы, присущие налоговым платежам, установленные подзаконными нормативными актами, а не Водным кодексом РФ. Однако законодатель, «поставив» ее вне налоговой сферы, в то же время исключил возможность признания такой платы незаконной. В отличие от платежей за загрязнение окружающей среды плату за водопользование соответствующий орган может взимать только на основании договора, для заключения которого требуется, в том числе и волеизъявление хозяйствующего субъекта. Но данное обстоятельство, конечно, не свидетельствует о том, что «забота» о таких платежах выйдет из традиционной сферы компетентности работников организаций, отвечающих за исчисление и уплату налогов.

Когда договор не нужен

Статья 11 ВК РФ определяет случаи, при которых водопользование осуществляется на основании выданных разрешений без заключения договоров, а также случаи использования водных объектов без установления договорных отношений и необходимости получения разрешений.

Согласно ч.2 ст. 11 ВК РФ необходимо получить разрешение при использовании водных объектов, в частности, для:

·        обеспечения обороны страны и безопасности государства;

·        сброса сточных вод и (или) дренажных вод;

·        размещения причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений;

·        размещения стационарных и (или) плавучих платформ и искусственных островов;

·        размещения и строительства гидротехнических сооружений (в том числе мелиоративных систем), мостов, подводных и подземных переходов, а также трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, подводных коммуникаций;

·        разведки и добычи полезных ископаемых;

Предоставление водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства осуществляется на основании решения Правительства РФ. В иных случаях решения выдаются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Перечень видов водопользования, содержащийся в ч. 3 ст. 11 ВК РФ, не требующих ни заключения договоров, ни получения разрешений, обширен и состоит из 17 пунктов. Эти виды можно охарактеризовать как имеющие важное общегосударственное значение, обеспечивающие лицам равный доступ к водным ресурсам. Так, например, к таким видам водопользования относятся:

·        судоходство (в том числе морское), плавание маломерных судов;

·        воспроизводство водных биологических ресурсов;

·        полив садовых, огородных, дачных земельных участков;

·        купание и удовлетворение иных личных и бытовых нужд граждан.

Возникает вопрос: может ли плата за водопользование предусматриваться не только договором, но и решением о предоставлении водных объектов в пользование? Вот что, в частности, следует из разъяснений чиновников.

Из ст. 11, 12 и 20 ВК РФ следует, что плата взимается за виды водопользования, для осуществления которых необходимо заключение договоров. Для другого использования водных объектов необходимы решения либо вообще не требуется ни заключения договоров водопользования, ни принятия решения о предоставлении водных объектов. Это означает, что во всех этих случаях (в том числе при предоставлении права пользования на основании решений) плата не взимается.

 

Водопользователи уходят от налога

Согласно ст. 333.8 НК РФ до 1 января 2007 г. плательщиками водного налога признавались организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 03.06.2006 № 73-ФЗ приведенная норма была выделена в отдельный пункт. Этим же Законом в ст. 333.8 НК РФ введен п. 2, в соответствии с которым не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса РФ.

Из приведенных норм следует, что с 1 января 2007 г. плательщиками водного налога будут только лица, которые осуществляют специальное и (или) особое водопользование на основании документов, полученных до указанной даты.

 

СПРАВКА

Статья 5 Федерального закона от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» предусматривает, в частности, следующие переходные положения:

·        водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании решений Правительства РФ или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо лицензий на водопользование, выданных до введения в действие Водного кодекса РФ, сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий до истечения их срока;

·        при этом они вправе заключить договоры водопользования или обратиться с заявлением о предоставлении водных объектов на основании решений. Такие договоры и решения заключаются и принимаются в соответствии с новым Водным кодексом;

·        действие ранее выданных решений либо лицензий прекращается с момента возникновения права пользования водными объектами на основании договоров или решений, заключенных или выданных в новом установленном порядке.

 

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что число плательщиков водного налога будет неуклонно сокращаться в связи с окончанием срока ранее выданных разрешительных документов или добровольным переходом водопользователей на договорные отношения либо получением ими соответствующих разрешений.

Говоря о проблемах переходного периода, следует также обратить внимание на Приказ МПР РФ от 27.12.2006 № 307. Данный Приказ в целях обеспечения формирования доходной части федерального бюджета, соблюдения прав водопользователей продлевает действующие по состоянию на 31.12.2006 лицензии на водопользование, срок действия которых истекает в 2007 г., до вступления в силу нормативных правовых актов, регулирующих порядок ведения государственного водного реестра в соответствии со ст. 31 ВК РФ.

Как уже отмечалось, налоговый период по водному налогу и платежный период по платежам за водопользование совпадают – как в первом, так и во втором случае такими периодами является квартал. Поэтому при переходе от водного налога к плате проблемы не должны возникать в том случае, если договор водопользования вступает в силу в первый день квартала. В такой ситуации хозяйствующий субъект исчисляет и уплачивает налог за весь предыдущий квартал (последний налоговый период, в котором он еще являлся налогоплательщиком). При этом плату за водопользование он начнет исчислять также за полный платежный период – квартал, начало которого совпадает с первым днем действия договора.

А как быть, если переход осуществляется в течение квартала?

По нашему мнению, в том случае когда исчисление налога и платы зависит от  изменяющихся показателей, величина которых подсчитывается при определении налоговой и платежной базы для исчисления налога и платы за каждый конкретный квартал (объем забранной воды или количество произведенной электроэнергии), водный налог за данный квартал следует исчислить исходя из соответствующих показателей, определенных на последний день исполнения хозяйствующим субъектом обязанностей налогоплательщика. Исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 03.06.2006 № 73-ФЗ таким днем будет являться день, предшествующей дате вступления в силу договора водопользования. При этом платежи за пользование водными объектами за тот же квартал хозяйствующий субъект должен исчислять, исходя из соответствующих показателей, учитываемых с первого дня вступления в силу договора водопользования. Ведь именно с этой даты у него возникла обязанность плательщика по договору.

В такой ситуации проблема с исчислением возникает в том случае, когда исчисление налога и платы зависит от неизменного показателя, указанного соответственно в лицензии и договоре, — площади акватории. По нашему мнению, вполне логично считать, что в данном случае водный налог и плата за водопользование должны быть уплачены за один и тот же квартал пропорционально дням, приходящимся соответственно на периоды исполнения обязанностей налогоплательщика и обязанностей по договору пользования водным объектом. В любом случае «двойная» уплата за переходный квартал всей суммы как налога, так и платы будет противоречить принципам налогового и водного законодательства.

 Насколько массовым будет добровольный уход от налога — покажет время. Принимая решение, хозяйствующие субъекты будут исходить, конечно, из экономической целесообразности, учитывая при этом степень сложности заключения договоров.

В заключение отметим, что пользователи подземных водных объектов будут по-прежнему уплачивать водный налог, поскольку Водный кодекс РФ не предусматривает заключения договоров на данный вид водопользования, а вышеупомянутое Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 № 876 не устанавливает ставки за пользование подземными водами.