1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

На статью «По обе стороны достатка» («ЭЖ» № 34)

Вы (и, разумеется, ВЦИОМ) затронули очень любопытную тему — развитие потребительского кредитования в России, которое, судя по приведенным цифрам, находится в самом зародыше. Но сразу же делаете серьезную методологическую ошибку, полагая, что гражданин, «доходы которого позволяют приобрести стиральную машину», не будет «лезть в кредитную кабалу».

Я — именно такой гражданин. Мои доходы позволяют с каждой получки купить и стиральную машину, и посудомоечную, и прочую бытовую технику среднего ценового сегмента. Естественно, не все вместе, а по отдельности. Но практически все эти приборы я купил в кредит. Плюс хороший телевизор с большим экраном. Не сразу, не единым пакетом, а по частям, в три или четыре приема. И не могу сказать, что «кредитная кабала» оказалась такой уж страшной — переплата составила всего 10 процентов.

Мог бы, конечно, сэкономить эти деньги, а приобретать, скажем, по одному прибору в месяц. Но тогда моей семье пришлось бы как-то ограничивать привычные каждодневные расходы. Мог бы покупать через месяц, «растягивая» полуторамесячную зарплату на два месяца. Но жене пришлось бы ждать, когда у нас наступит очередь посудомоечной машины или микроволновой печи. Словом, опять ограничивать себя — пусть даже в мелочах. А покупка всех этих товаров в кредит оказалась почти незаметной для семейного бюджета. Нужно также учитывать, что деньги нынче дешевеют быстро, реальная инфляция выше официальной. Значит, «потребительская кабала» оказывается еще и выгодной.

Иное дело — мебель, автомашина и т.д., не говоря уже об ипотеке. На них требуются совсем другие деньги, которых у обычного («среднего») россиянина нет. А потому кредит, несмотря на грабительски высокий процент, оказывается здесь единственно возможной формой покупки.

Семен Миронов, юрист,Москва