1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1063

Россиян «испортил» минимальный набор

В этом году в июне неожиданно сильно подорожали овощи, а в июле — хлеб. Неприятно удивило нынешнее лето и ускорением инфляции, хотя обычно в эту пору она сбавляла обороты. В общем, несезонный интерес социологов к мнению россиян, каким им показался рост цен и почему, полностью оправдан.

 

Так уж у нее сложилось: в школе недоучилась, а потом всю жизнь — тяжкая, неквалифицированная работа. Теперь, когда хорошо за 60, она коротает старость в разговорах со сверстницами. Про то, что раньше на пенсию народу жилось неголодно.

Таким представляется «крайний» образ респондента ВЦИОМ, посчитавшего, что инфляция в июне — июле была очень высокой. Иначе думает — рост цен умеренный или незначительный — человек молодой, с высшим образованием, хорошим или очень хорошим материальным положением, не оглядывающийся на прошлое.

Хотя каждый второй россиянин посчитал летний рост цен очень высоким, этот показатель аж на 10% меньше, чем в феврале 2005 и 2006 гг. Тогда соцопросы выявляли по 62% особо недовольных темпами инфляции. Значит, старания государства по подъему доходов населения имеют вполне весомые результаты. Но!..

Почти в те же сроки свой опрос — об основных претензиях граждан к деятельности Правительства — провел Левада-Центр. И из него вырисовывается несколько иная картинка. За последние скоро 8 лет главная претензия к Кабинету министров не меняется — «не может справиться с ростом цен, падением доходов населения». Однако удивительно даже не то, что инфляция-то в этот период из года в год заметно притормаживала (с 20,2% в 2000 г. до 9% в 2006-м), а зарплаты и доходы росли. Любопытнее, что доля недовольных граждан по этому вопросу заметно подросла.

Причем если в 2004 г. процент пенявших Правительству за цены-доходы составил 45 пунктов, то с 2005 г. их доля подскочила до 52% и с данного уровня не слезает до сих пор. И это в период, когда прирост цен стал меньше психологически важных 10% (в 2006-м), а зарплаты с доходами ускорили темпы роста. Выходит, народ привередливее стал, что ли… Тут бы не социологам, а психологам покопаться.

В самом деле, по данным НАФИ, проводившего опрос вместе с ВЦИОМ, 61% россиян считают, что цены на продукты питания, которые они покупают, выросли на 10—25%. Еще 5% померещился двойной и более рост. По опросу того же НАФИ получается, что 41% россиян тратят на питание от 50 до 74% своих доходов, еще 16% — и того больше. А теперь данные Росстата: за январь — июль 2006 г. потребительские цены выросли на 6,9%, фиксированный набор товаров и услуг подорожал на 9,5, минимальный набор продуктов питания — на 14%. За этот же период 2007 г. динамика такова: 6,6, 10,8, 17,1% соответственно.

Кажется, больше всего россиян «испортил» минимальный продуктовый набор…