Проект Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта)» (№ 448303-4)

| статьи | печать

 

Проект

N 448303-4

 

Внесен Правительством

Российской Федерации

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (В ЧАСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ПОНЯТИЯ И СТРУКТУРЫ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА)

 

Статья 1

 

Внести в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 1997, N 47, ст. 5341; 2000, N 30, ст. 3120; 2002, N 12, ст. 1093; N 26, ст. 2517; 2003, N 2, ст. 163; N 28, ст. 2892; N 50, ст. 4855; 2004, N 27, ст. 2714; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; N 30, ст. 3103, 3111; 2006, N 1, ст. 10; 2007, N 2, ст. 360; N 7, ст. 838; N 17, ст. 1932) следующие изменения:

1) в пункте 3 статьи 5 слова "государственных образовательных стандартов" заменить словами "федеральных государственных образовательных стандартов или государственных требований";

2) пункт 5 статьи 6 после слова "регламентируется" дополнить словом "федеральными";

3) статью 7 изложить в следующей редакции:

 

"Статья 7. Федеральные государственные образовательные стандарты

 

1. В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

2. Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечивать:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

3. Федеральные государственные образовательные стандарты включают требования к:

1) структуре основных образовательных программ, включающие требования к соотношению (объемам) составляющих основной образовательной программы, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, которая формируется участниками образовательного процесса;

2) условиям реализации основных образовательных программ;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

4. При реализации основных образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные федеральные государственные образовательные стандарты.

5. Разработка и утверждение федеральных государственных образовательных стандартов осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

6. Федеральные государственные образовательные стандарты утверждаются не реже одного раза в десять лет.

7. Федеральные государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.";

 

4) абзац второй статьи 8 изложить в следующей редакции:

"преемственных образовательных программ различного уровня и направленности и федеральных государственных образовательных стандартов;";

5) в статье 9:

в пункте 2 слово "Общеобразовательные" заменить словами "Основные общеобразовательные";

в пункте 3 слово "общеобразовательным" заменить словами "основным общеобразовательным";

в пункте 4 слово "Профессиональные" заменить словами "Основные профессиональные";

в пункте 5 слово "профессиональным" заменить словами "основным профессиональным";

пункт 6 изложить в следующей редакции:

"6. Основная общеобразовательная программа начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных (национальных) особенностей, типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся (воспитанников), и включает в себя учебный план, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся (воспитанников), перечень используемых учебников и средств обучения и воспитания.

Основная профессиональная образовательная программа начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных (национальных) особенностей, типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, и включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.";

дополнить пунктом 6.1 следующего содержания:

"6.1. К структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливаются государственные требования.

К структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (за исключением докторантуры) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти устанавливаются государственные требования.";

в пункте 7 слова "соответствующим государственным образовательным стандартом" заменить словами "соответствующими федеральным государственным образовательным стандартом или государственными требованиями";

дополнить пунктом 8 следующего содержания:

"8. Дополнительная образовательная программа направлена на реализацию потребностей и запросов обучающихся (воспитанников) и включает рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

К минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, могут устанавливаться государственные требования в случаях, предусмотренных федеральным законом.";

6) в пункте 2 статьи 10 слова "действует единый государственный образовательный стандарт" заменить словами "действуют единые федеральный государственный образовательный стандарт или государственные требования";

7) в статье 14:

пункт 5 изложить в следующей редакции:

"5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа разрабатывается образовательным учреждением на основе примерной основной образовательной программы.

Уполномоченные органы, осуществляющие государственное управление в сфере образования, обеспечивают разработку на основе федеральных государственных образовательных стандартов или государственных требований примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности.

Примерные основные образовательные программы с учетом их уровня и направленности могут включать базисный (примерный) учебный план и (или) примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).";

пункт 7 после слов "в соответствии с" дополнить словом "федеральными";

8) в статье 15:

пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Организация образовательного процесса в образовательном учреждении осуществляется в соответствии с образовательными программами и расписаниями занятий.";

в пункте 4:

абзац первый изложить в следующей редакции:

"4. Освоение основных образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего и основных профессиональных образовательных программ начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.";

в пункте 4.1 слово "компонента" исключить;

в пункте 4.5 слова "государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования" заменить словами "государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования";

пункт 5 после слов "в соответствии с" дополнить словом "федеральными";

9) в пунктах 1, 3 и 4 статьи 16 слова "государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования" в соответствующем падеже заменить словами "государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования" в соответствующем падеже;

10) в пункте 2 статьи 20 слово "Государственный" заменить словами "Федеральный государственный";

11) абзац второй пункта 1 статьи 26 после слова "совершенствованием" дополнить словами "федеральных государственных";

12) в статье 28:

в подпункте 11.3 слова "государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования" заменить словами "государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования";

в подпункте 14 слова "установление федеральных компонентов государственных образовательных стандартов" заменить словами "утверждение федеральных государственных образовательных стандартов, установление государственных требований";

в подпункте 19 слова "примерных программ курсов, дисциплин" заменить словами "примерных программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)";

в абзаце третьем подпункта 24 слова "дополнительного профессионального образования, по которым установлены федеральные компоненты государственных образовательных стандартов" заменить словами "дополнительные профессиональные образовательные программы, по которым установлены государственные требования";

в подпункте 25 слова "требованиям установленных в Российской Федерации государственных образовательных стандартов" заменить словами "установленным в Российской Федерации федеральным государственным образовательным стандартам или государственным требованиям";

13) подпункт 8 статьи 29 исключить;

14) в пункте 2 статьи 32:

в подпункте 6 слова "компонента образовательного учреждения государственного образовательного стандарта общего образования," исключить;

в подпункте 7 слова "учебных курсов и дисциплин" заменить словами "учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)";

15) в статье 33:

в пункте 17:

в абзаце первом слова "требованиям государственных образовательных стандартов" заменить словами "федеральным государственным образовательным стандартам или государственным требованиям";

в абзаце третьем слова "требованиям государственных образовательных стандартов" заменить словами "государственным требованиям";

в пункте 18:

в абзаце втором слова "требованиям государственных образовательных стандартов" заменить словами "федеральным государственным образовательным стандартам или государственным требованиям";

в абзаце пятом слова "требованиям государственных образовательных стандартов" заменить словами "государственным требованиям";

в абзаце десятом слова "требованиям государственных образовательных стандартов" заменить словами "федеральным государственным образовательным стандартам или государственным требованиям";

в подпункте 1 пункта 23 слова "требованиям соответствующего государственного образовательного стандарта" заменить словами "соответствующему федеральному государственному образовательному стандарту или государственным требованиям";

в пункте 24 слова "требованиям государственных образовательных стандартов" заменить словами "федеральным государственным образовательным стандартам или государственным требованиям";

16) в пункте 2 статьи 38 слова "требованиям государственных образовательных стандартов" заменить словами "федеральным государственным образовательным стандартам или государственным требованиям";

17) в статье 42:

в пункте 1 слово "компонента" исключить;

пункт 3 признать утратившим силу;

18) пункт 1 статьи 45 после слов "образовательными программами и" дополнить словом "федеральными";

19) в пункте 1 статьи 46 слова "государственных образовательных стандартов" заменить словами "федеральных государственных образовательных стандартов или государственных требований";

20) в абзацах первом и втором пункта 4 и абзаце первом пункта 7 статьи 50 слова "государственный образовательный стандарт" в соответствующих числе и падеже заменить словами "федеральный государственный образовательный стандарт или государственные требования" в соответствующих числе и падеже.

 

Статья 2

 

Внести в Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст. 4135; 2000, N 33, ст. 3348; 2002, N 26, ст. 2517; 2003, N 28, ст. 2888; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 17, ст. 1481; 2006, N 1, ст. 10; N 30, ст. 3289; 2007, N 1, ст. 21; N 2, ст. 360; N 7, ст. 838; N 17, ст. 1932) следующие изменения:

1) в пункте 4 статьи 2 слова "государственных образовательных стандартов" заменить словами "федеральных государственных образовательных стандартов или государственных требований";

2) в абзаце втором статьи 4 слова "государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского" заменить словами "федеральных государственных образовательных стандартов высшего";

3) статью 5 изложить в следующей редакции:

 

"Статья 5. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и основные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования

 

1. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования предназначены для обеспечения:

1) единства образовательного пространства Российской Федерации;

2) качества высшего профессионального образования;

3) основы для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования;

4) признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании.

2. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования включают требования к:

1) структуре основных образовательных программ, включающие требования к соотношению (объемам) составляющих основной образовательной программы, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, которая формируется участниками образовательного процесса;

2) условиям реализации основных образовательных программ;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

3. Разработка и утверждение федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

4. Основная профессиональная образовательная программа высшего профессионального образования обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных (национальных) особенностей, вида образовательного учреждения высшего профессионального образования, образовательных потребностей и запросов обучающихся, и включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, обеспечивает разработку на основе федеральных государственных образовательных стандартов или государственных требований примерных основных образовательных программ высшего профессионального (для получения квалификации (степени) "магистр") и послевузовского профессионального образования (для обучающихся в аспирантуре, интернатуре, ординатуре, адъюнктуре), включающих примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

6. К структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (за исключением докторантуры) уполномоченным федеральным органом устанавливаются государственные требования.

7. Перечень направлений подготовки (специальностей) высшего и послевузовского профессионального образования устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.";

 

4) абзац третий пункта 4 статьи 6 после слова "соответствующими" дополнить словом "федеральными";

5) в статье 7:

в наименовании слова "и послевузовском" исключить;

в пункте 1 слова "и послевузовского" исключить;

пункт 5 признать утратившим силу;

6) в статье 11:

в абзаце первом пункта 2 слова "соответствующим государственным образовательным стандартом" заменить словами "соответствующими федеральным государственным образовательным стандартом или государственными требованиями";

в пункте 9 слова "государственными образовательными стандартами высшего и послевузовского" заменить словами "федеральными государственными образовательными стандартами высшего";

в пункте 10 слова "государственными образовательными стандартами высшего и послевузовского" заменить словами "федеральными государственными образовательными стандартами высшего";

7) в подпункте 2 пункта 2 статьи 16 слово "требований" заменить словом "федеральных";

8) подпункт 4 пункта 4 статьи 20 изложить в следующей редакции:

"4) определять содержание учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования или государственными требованиями;";

9) в статье 24:

подпункт 8 пункта 2 изложить в следующей редакции:

"8) определение порядка разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования;";

в подпункте 2 пункта 3 слова "утверждение федеральных компонентов соответствующих государственных образовательных стандартов," заменить словами "установление государственных требований к основным профессиональным образовательным программам послевузовского профессионального образования (для обучающихся в аспирантуре, адъюнктуре), а также";

в пункте 4:

в подпункте 1 слова "федеральными компонентами государственных образовательных стандартов" заменить словами "федеральными государственными образовательными стандартами или государственными требованиями";

в абзаце третьем подпункта 2 слова "федеральные компоненты государственных образовательных стандартов" заменить словами "государственные требования";

в подпункте 3 слова "федеральные компоненты государственных образовательных стандартов" заменить словами "государственные требования";

10) в абзаце третьем пункта 1 статьи 26 слова "государственным образовательным стандартам" заменить словами "федеральным государственным образовательным стандартам или государственным требованиям".

 

Статья 3

 

Абзац шестой статьи 19 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4563; 2004, N 35, ст. 3607) после слов "в соответствии с" дополнить словом "федеральными".

 

Статья 4

 

Внести в Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873) следующие изменения:

1) в пункте 3 статьи 26 слова "на основании соответствующих государственных образовательных стандартов" исключить;

2) пункт 3 статьи 29 после слов "в соответствующие" дополнить словом "федеральные".

 

Статья 5

 

Внести в Федеральный закон от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2695; 2004, N 35, ст. 3607) следующие изменения:

1) в статье 11:

в абзаце пятом части первой слова "разрабатывать с участием подведомственных образовательных учреждений учебные программы" заменить словами "участвовать в разработке образовательных программ, осуществляемой подведомственными образовательными учреждениями";

в абзаце девятом части первой:

после слов "в разработке" дополнить словом "федеральных";

после слова "примерных" дополнить словами "основных образовательных";

в части второй слова "государственными образовательными стандартами" заменить словами "федеральными государственными образовательными стандартами";

2) в абзаце четвертом статьи 12 слово "учебных" заменить словом "образовательных";

3) абзац третий статьи 14 после слов "о включении в" дополнить словом "федеральные".

 

Статья 6

 

Внести в Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111) следующие изменения:

1) в статье 12:

слово "Государственными" заменить словами "Федеральными государственными";

слово "государственными" заменить словами "федеральными государственными";

2) абзац второй пункта 1 статьи 13 после слов "в соответствии с" дополнить словом "федеральными";

3) абзац четвертый пункта 1 статьи 21 после слов "по образованию" дополнить словом "федеральные".

 

Статья 7

 

Абзац одиннадцатый пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 38, ст. 4736; 2004, N 35, ст. 3607) после слов "включение в" дополнить словом "федеральные".

 

Статья 8

 

В абзаце втором пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752) слова "проектов образовательных стандартов" заменить словами "проектов федеральных государственных образовательных стандартов".

 

Статья 9

 

Подпункт 3 пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 26, ст. 3177; 2001, N 3, ст. 216; 2003, N 28, ст. 2880; 2004, N 35, ст. 3607; N 49, ст. 4849) после слов "в соответствии с" дополнить словом "федеральными".

 

Статья 10

 

Часть вторую статьи 63 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878) после слова "освоения" дополнить словами "основной общеобразовательной".

 

Статья 11

 

Пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 52, ст. 5140; 2007, N 19, ст. 2293) после слова "труда," дополнить словом "федеральные".

 

Статья 12

 

Абзац седьмой пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2063) после слов "программ и" дополнить словом "федеральных".

 

Статья 13

 

Часть 6 статьи 62 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215) дополнить словами "в соответствии с государственными требованиями".

 

Статья 14

 

В пункте 5 статьи 3 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 17-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части проведения единого государственного экзамена" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7, ст. 838) слова "Государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования" заменить словами "Государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования".

 

Статья 15

 

Внести в статью 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 21; N 17, ст. 1932) следующие изменения:

1) пункт 4 исключить;

2) подпункт "а" пункта 5 исключить;

3) в пункте 7:

в подпункте "к" слова "федеральные компоненты государственных образовательных стандартов" заменить словами "государственные требования";

в подпункте "л" слова "федеральными компонентами государственных образовательных стандартов" заменить словами "федеральными государственными образовательными стандартами";

в подпункте "м" слова "федеральными компонентами государственных образовательных стандартов" заменить словами "федеральными государственными образовательными стандартами или государственными требованиями";

4) в абзаце четвертом пункта 8 слова "федеральными компонентами государственных образовательных стандартов" заменить словами "федеральными государственными образовательными стандартами или государственными требованиями".

 

Статья 16

 

Пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 20 апреля 2007 г. N 56-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании", Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 17, ст. 1932) исключить.

 

Статья 17. Заключительные и переходные положения

 

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2008 г.

2. Обучение лиц, зачисленных в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения для обучения по основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования до вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществляется на основе государственных образовательных стандартов, действовавших до вступления в силу настоящего Федерального закона.

 

Президент

Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(В ЧАСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ПОНЯТИЯ И СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА)"

 

Проект Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта)" направлен на правовую регламентацию изменения подхода к сущности и структуре государственного образовательного стандарта. В этих целях предлагается также конкретизировать такие понятия, как "примерная основная образовательная программа", "основная образовательная программа образовательного учреждения" и "дополнительная образовательная программа образовательного учреждения".

Пунктом 5 статьи 43 Конституции Российской Федерации предусматривается установление Российской Федерацией федеральных государственных образовательных стандартов.

С 1992 года в Российской Федерации устанавливались государственные образовательные стандарты как совокупность нескольких компонентов: федерального, регионального (национально-регионального), а с 2000 года - и компонента образовательного учреждения. В результате компонентного формирования государственных образовательных стандартов разрушалась их целостность, а государственный образовательный стандарт как документ, утверждаемый федеральным органом исполнительной власти, наличествует только в части федерального компонента.

Закон Российской Федерации "Об образовании" установил единый для всех уровней (ступеней) образования состав государственного образовательного стандарта и его федерального компонента, что мешает развитию академических свобод образовательных учреждений (организаций), а также не учитывает особенности формирования образовательных программ подготовки научных и научно-педагогических кадров.

Анализ практики применения указанных законодательных положений выявил ряд недостатков как действующей структуры государственного образовательного стандарта в целом, так и его федерального компонента.

Установленная одинаковая трехкомпонентная структура государственного образовательного стандарта не может быть реализована на единых принципах для всех уровней образования, например для аспирантуры и докторантуры. Поэтому до настоящего времени для этих видов послевузовского профессионального образования государственные образовательные стандарты не разработаны.

Составляющая федерального компонента "обязательный минимум содержания основных образовательных программ" постоянно вызывает дискуссии в обществе, в результате которых обязательный минимум перерастает в постоянно расширяющийся обязательный максимум набора знаний, но не конкретных умений и компетенции выпускников, которые он должен иметь на выходе из образовательного учреждения.

До настоящего времени не разработаны единые для всех уровней образования педагогические принципы формулирования обязательного минимума содержания основной образовательной программы, как и не разработано само ее понятие.

Составляющая федерального компонента "требования к уровню подготовки выпускников" фактически не реализуется в связи с тем, что по сути требования должны иметь подразделение на уровни освоения программы. На деле они едины для всех выпускников, и по ним можно ответить, на определенной научной основе, только на вопрос "освоен или не освоен государственный образовательный стандарт".

Требования к уровню подготовки выпускников зачастую сформулированы на знаниевой основе (заучивание, запоминание и т.п.) и не ориентированы на формирование устойчивой компетенции обучающихся и выпускников.

Кроме того, в законодательстве Российской Федерации в области образования отсутствуют понятия образовательных программ: основной, дополнительной и примерной. В течение 14 лет идут дискуссии в педагогической среде по данной проблеме. Отсутствие указанных понятий создает проблемы при их толковании и определении содержания образовательных программ.

Законопроект основывается на признании необходимости приведения норм действующего законодательства в области образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации - установлении федеральных государственных образовательных стандартов и отказе деления их на федеральный, региональный (национально-региональный) компоненты и компонент образовательного учреждения. Тем не менее отказ от компонентного деления федерального государственного образовательного стандарта не предполагает отказа от участия в формировании основных образовательных программ органов управления образованием, образовательных учреждений и самих обучающихся.

Законопроектом предлагается ввести понятие федерального государственного образовательного стандарта как совокупности нормативных правовых предписаний, устанавливающих от имени Российской Федерации систему правил и требований, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении (организации), имеющем государственную аккредитацию и реализующем основные образовательные программы, по которым установлены федеральные государственные образовательные стандарты.

Целью разработки законопроекта является создание системы законодательных положений, устанавливающих принципы формирования федеральных государственных образовательных стандартов с учетом специфики уровней (ступеней) образования.

Для этого законопроектом предполагается внести изменения в Закон Российской Федерации "Об образовании" и в Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части замены имеющегося в настоящее время института государственных образовательных стандартов, состоящих из трех компонентов: федерального, регионального (национально-регионального) и компонента образовательного учреждения, - на институт "федеральный государственный образовательный стандарт".

Предлагаемая структура федерального государственного образовательного стандарта включает в себя "требования к результатам освоения основных образовательных программ", "требования к структуре основных образовательных программ" и "требования к условиям реализации основных образовательных программ".

Под требованиями к результатам освоения основных образовательных программ подразумеваются требования к общим, социальным, профессиональным компетенциям, а также знаниям, умениям и развитию личностных качеств обучающихся, обеспечивающим реализацию соответствующей компетенции.

Требования к результатам освоения основных образовательных программ должны возрастать от одного уровня образования к другому и обеспечивать их преемственность.

Требования к результатам освоения основных образовательных программ внутри одного уровня образования должны обеспечивать единство образовательного пространства Российской Федерации.

Требования к структуре основных образовательных программ включают требования к соотношению (объемам) составляющих программы (гуманитарная, естественно-научная, математическая и др.) и требования к соотношению обязательной части программы и части, которая формируется участниками образовательного процесса.

Под требованиями к условиям реализации основных образовательных программ подразумеваются требования к обеспечению реализации основной образовательной программы.

Для аспирантуры (адъюнктуры), интернатуры и ординатуры уполномоченным федеральным органом исполнительной власти устанавливаются государственные требования к структуре основных профессиональных образовательных программ.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти устанавливаются государственные требования к основной образовательной программе дошкольного образования и условиям ее реализации.

К отдельным дополнительным профессиональным образовательным программам могут устанавливаться государственные требования в случаях, предусмотренных законодательством или актами Правительства Российской Федерации.

Порядок разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов будет определяться Правительством Российской Федерации.

Введение федерального государственного образовательного стандарта позволит обеспечить единство федеральных требований к образовательным программам и условиям их реализации на всей территории Российской Федерации, преемственность образовательных программ различных уровней образования и преемственность в исторически сложившейся культуре формирования образовательных программ. При этом сохраняется установленная действующим законодательством об образовании свобода образовательного учреждения в формировании образовательной программы, а также возможность органов управления образованием влиять на содержание образования с учетом региональных и (или) национальных особенностей.

Кроме того, формирование понятий "примерная основная образовательная программа", "основная образовательная программа образовательного учреждения" и "дополнительная образовательная программа образовательного учреждения" позволит повысить требовательность к разработке содержания образования образовательными учреждениями всех уровней, а также создаст предпосылки для более объективного контроля за их деятельностью.

Под примерной основной образовательной программой в общем образовании и профессиональном образовании предполагается понимать совокупность базисного (примерного) учебного плана и (или) примерных программ курсов, предметов, дисциплин (модулей) с учетом уровня и ступени образования.

Для отдельных дополнительных профессиональных образовательных программ, по которым установлены государственные требования, также предполагается разработка примерных дополнительных образовательных программ.

Разработка примерных программ для докторантуры не предполагается.

Основная образовательная программа общеобразовательного учреждения и образовательного учреждения профессионального образования обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных (национальных) особенностей, специфики и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и иных участников образовательного процесса и включает в себя требования к результатам подготовки выпускников, учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также: для образовательных учреждений профессионального образования - программы практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии; для общеобразовательных учреждений - перечень используемых учебников и средств обучения и воспитания.

Данные положения не предполагается распространять на докторантуру.

Дополнительная образовательная программа направлена на реализацию потребностей и запросов обучающихся и включает рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

Принятие данного законопроекта позволит создать реальный механизм повышения качества образования, что является важнейшим фактором гуманизации и демократизации общества, его социально-экономического и научно-технического развития, формирования новой отечественной экономики, построенной на знаниях, и обеспечения конкурентоспособности России, позволит вывести отечественное образование на мировой уровень.

Принятие законопроекта будет способствовать развитию академических свобод образовательных учреждений (организаций) и позволит учитывать особенности формирования образовательных программ подготовки научных и научно-педагогических кадров, а также позволит восполнить пробелы правового регулирования в Законе Российской Федерации "Об образовании" и Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части формирования федеральных государственных образовательных стандартов, снимет проблемы при толковании понятий основной, дополнительной и примерной образовательных программ и определении их содержания.

 

 

 

 

 

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(В ЧАСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ПОНЯТИЯ И СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА)"

 

Принятие Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта)" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.

 

 

 

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ

АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ

ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ,

ДОПОЛНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ПРОЕКТА

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (В ЧАСТИ

ИЗМЕНЕНИЯ ПОНЯТИЯ И СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА)"

 

Принятие Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.