1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1068

«Мертвые души» российского законодательства

Одна из особенностей нашей правовой системы — значительная доля законов, указов, правительственных постановлений и прочих нормативных актов, которые играют роль балласта. Они лишь числятся действующими, хотя их давно уже заменили новые документы.

 

Влюбой справочной правовой системе можно найти значительное количество таких документов с пометкой «фактически утратил силу».

Эта маловразумительная формулировка, не предусмотренная, кстати, ни одним законом, означает, что, с одной стороны, документ никто не отменял и он вроде бы должен применяться государственными органами, но, с другой стороны, существует другой нормативный акт, изданный позднее, который регулирует те же самые вопросы. А по общему правилу если два нормативных акта одного уровня регулируют одни и те же отношения, то применять следует тот, что был принят позже.

Вот и получается, что принятый раньше документ становится «морально устаревшим», но при этом формально числится действующим.

Видимо, причина этого заключается в том, что законодательство в нашей стране изменяется очень динамично. Новые законы и постановления Правительства публикуются практически каждую неделю, а приказы министерств и ведомств — вообще ежедневно. Где уж тут уследить за тем, каким документам противоречат новые нормативные акты.

В результате среди действующих нормативных актов появляются десятки «мертвых душ». Это создает такую запутанную ситуацию, разобраться в которой сможет не каждый юрист, не говоря уже о рядовых гражданах.

Хотя, казалось бы, чего стоит, к примеру, чиновникам аппарата Правительства, которые разрабатывают новое постановление, проверить, не противоречит ли оно ранее принятым документам. Если такое противоречие обнаружится, надо отменить или изменить старый документ — и дело с концом. Но на такую нехитрую операцию правительственные чиновники и другие разработчики документов, видимо, предпочитают не тратить время.

Не занимается этим и Министерство юстиции. А ведь в соответствии с Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1313 это ведомство «участвует в организации работы по систематизации законодательства Российской Федерации».

Видимо, и законодательная и исполнительная власти считают, что у них есть более важные проблемы, чем выявление среди законов и подзаконных актов таких «мертвых душ».

Получается, что государство, которое должно было бы заботиться о повышении правовой культуры своих граждан, само подает пример безалаберного отношения к нормативным актам. Не говоря уже о том, что непонятное и противоречивое законодательство не способствует нормальному развитию экономики.

А поскольку власти предержащие устранением противоречий законодательства не занимаются, эту задачу приходится выполнять юристам частных компаний, составляющим справочные системы и сборники законодательства. Они вынуждены по собственному усмотрению присваивать забытым чиновниками документам статус «фактически не действующих».

Обновление власти, в частности приход нового Правительства, — хороший повод для того, чтобы провести инвентаризацию документов, принятых исполнительной властью хотя бы в последние годы. Ведь «забывчивость» чиновников, которые принимают новые нормативные акты, даже не подумав о том, чтобы отменить старые, не способствует доверию граждан ни к государству, ни к его законам.