1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1746

Сальдо стремится к нулю

Динамика ВЭД в последнее время не внушает оптимизма. Продолжающееся снижение положительного сальдо по внешней торговле на фоне быстро растущего импорта заставляет говорить о существенном ухудшении условий конкуренции на внутреннем рынке для российских производителей, снижении положительного вклада внешней торговли в экономический рост.

 

Анализ предсказаний

В 2007 г. наблюдался существенный разрыв между темпами роста импорта и экспорта товаров. По данным ЦБ РФ, в январе — октябре 2007 г. российский импорт составлял 176 млрд долл., что на 36% выше стоимостного объема импорта за 10 месяцев 2006 г. За тот же период экспорт увеличился только на 13% по отношению к январю — октябрю 2007 г. и составил 280 млрд долл. Разрыв в темпах роста импорта и экспорта составил 23,7 п.п., тогда как за 10 месяцев 2006 г. — всего 3,2 п.п.

Ускорение импорта происходит в первую очередь за счет увеличения ввоза потребительских товаров, таких как легковые автомобили, электроника и обувь, что обусловлено высокими темпами роста доходов населения и укреплением рубля. Увеличение потребительского импорта по сравнению с промышленным производством, возможно, приведет к тому, что большую долю внутреннего рынка займут импортные товары. Так, в III квартале 2007 г. удельный вес импорта в товарных ресурсах розничной торговли составил 46%, что на 1 п.п. выше этого показателя в III квартале 2006 г.

Наряду с негативными факторами существует и ряд обнадеживающих тенденций. Прежде всего динамика цен на мировых товарных рынках способствует росту стоимостных объемов экспорта энергоносителей и металлов даже в условиях стагнации внутреннего производства. Отмечается опережающий рост экспорта в отраслях перерабатывающей промышленности. Так, по итогам 3 кварталов 2007 г. рост стоимостных объемов экспорта продукции энергетического машиностроения составил 23%, инструментов и приспособлений — 20, электрических машин и оборудования — 15, средств наземного транспорта — 42, летательных аппаратов — 60%. При этом если за январь — октябрь 2007 г. прирост экспорта машин и оборудования в дальнее зарубежье составил 5,5%, то в страны СНГ — 25%. Таким образом, подтверждается гипотеза о возможности существенного наращивания экспорта, опирающегося на растущий инвестиционный и потребительский спрос в ближнем зарубежье.

По ряду позиций импорта — одежде, электрическим машинам и оборудованию, некоторым другим товарам — в 2007 г. наблюдаются аномально высокие темпы роста. В определенной степени увеличение стоимостных объемов этих товаров связано с улучшением качества таможенного администрирования и их выводом из-под действия так называемых «серых» схем. Поэтому в дальнейшем можно ожидать замедления темпов роста стоимостных объемов импорта, что должно отразиться на его показателях в 2008 г.

Мировой рост цен на продовольствие также отразился на динамике внешнеторговых потоков. За 3 квартала 2007 г. вывезено в 2,3 раза больше злаков и в 1,4 раза больше молочных продуктов, чем годом ранее. С учетом того что увеличение внутреннего производства этих продуктов не было существенным, можно говорить о негативном влиянии роста экспорта на внутренний рынок (в том числе на динамику цен).

 

Основные результаты прогноза

Базовый сценарий развития ситуации исходит из предположения о сохранении основных тенденций с возможностью поддержания темпов экономического роста на уровне 6—6,8% ежегодно.

При благоприятной ситуации на внешнем рынке положительное сальдо торгового баланса может сохраниться. В 2015 г., по расчетам, будет фиксироваться превышение импорта над экспортом (отрицательное сальдо — 5,5 млрд долл.). Этого можно избежать в случае более высокой ценовой динамики на рынках сырья либо за счет опережающего развития экспорта в машиностроении. Что касается оценок импорта, то предпосылок для его существенного замедления в среднесрочной перспективе в рамках базового сценария не существует.

В структуре экспорта прогнозируется возрастание доли обрабатывающих производств. Так, доля транспортных средств повысится в 2 раза. К 2015 г. доля машин и оборудования в структуре вывозимых товаров составит 2,7%.

К 2015 г. до 4,6% увеличится доля экспорта сельскохозяйственной продукции. При этом доля топлива и полезных ископаемых сократится с 69,7% в 2007 г. до 66,5% в 2015 г. За этот же период доля металлов уменьшится с 14,4 до 8,6%.

В структуре импорта можно отметить снижение процента продуктов сельского хозяйства и пищевых продуктов до 3,8 и 9,4% в 2015 г. соответственно. На фоне высокой инвестиционной активности вырастет доля ввозимых машин и оборудования с 16,5% в 2007 г. до 20,7% в 2015 г. Увеличится в импорте до 22,6% доля транспортных средств.

В стоимостной оценке экспорта и импорта продуктов сельского хозяйства и рыболовства следует отметить, что за 2007—2015 гг. экспорт сельскохозяйственного сырья возрастет в 4,3 раза и достигнет 15 млрд долл., что в определенной степени будет связано с ростом мировых цен на злаки. Рост экспорта пищевых продуктов связан с общим ростом мировых цен на продовольствие и с расширением спроса в странах СНГ.

На этом фоне импорт сельскохозяйственной продукции возрастет только в 2,5 раза и достигнет в 2015 г. 20 млрд долл. Такая динамика будет обусловлена в основном увеличением производства отечественного продовольственного сырья.

При консервативном сценарии роста нефте- и газодобычи повышение экспорта энергетических ископаемых объясняется гипотезой изменения цен на нефть. К концу прогнозного периода цена на нефть задана на уровне 97,5 долл. за баррель. К 2015 г. экспорт по данной статье выйдет на уровень 256 млрд долл.

Аналогичная ситуация сложится и в металлургии, где рост стоимостной оценки экспорта будет связан с увеличением цен на черные и цветные металлы. Экспорт черных металлов в 2007—2015 гг. вырастет в 1,63 раза, достигнув почти 79 млрд долл. На этом фоне к 2015 г. увеличится до 6 млрд долл. экспорт продукции обработки древесины и полиграфии. В импорте сырьевых продуктов прогнозируется повышение химического производства до 46 млрд долл. в 2015 г. (по сравнению с 19 млрд долл. в 2007 г.). Хотя значимость импорта продукции отрасли к 2015 г. сократится до 8,4%.

В экспорте значительно возрастет вывоз транспортных средств — с 10 млрд долл. в 2007 г. до 30 млрд долл. в 2015 г. В 2 раза (до 15 млрд долл.) повысится стоимостная оценка экспорта машин и оборудования. Экспорт электрических машин увеличится за период 2007—2015 гг. с 4,2 млрд долл. до 9 млрд долл. При этом предполагается, что основной спрос на отечественную машиностроительную продукцию будут предъявлять страны ближнего зарубежья.

В объемах импорта ожидается значительный рост ввоза транспортных средств (до 120 млрд долл.), что произойдет вследствие увеличения ввоза запасных частей для сборки автомобилей, повышения спроса на дорогие модели, увеличения закупок авиационной техники. В 4,3 раза к 2015 г. вырастет импорт текстильных и швейных изделий, а также пищевых продуктов (в 2015 г. до 21 млрд и 51 млрд долл. соответственно). При этом рост импорта текстильных и швейных изделий наиболее существенен будет среди продуктов переработки и составит к уровню 2007 г. 4,3 раза. Основой импортного бума может стать обновление промышленности, рост доходов населения и укрепление рубля.