1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Командировка и расходы на такси

Командированные работники очень часто вынуждены использовать такси для проезда из аэропорта в город или в гостиницу. Являются ли такие расходы экономически обоснованными?

 

На этот вопрос ответил Минфин РФ в Письме от 19.12.2007 № 03-03-06/4/880. В нем финансовое ведомство сообщило, что, поскольку налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата.

В силу принципа свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.

Аналогичная позиция изложена в Определении Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 № 320-О-П.

В соответствии с подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы организации на командировки, в частности на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы.

Так что финансовое ведомство в принципе не возражает против того, чтобы расходы на такси уменьшали базу по налогу на прибыль. Тем не менее документальное подтверждение расходов никто не отменял. Вот и возникает вопрос о документах, которые должен выдать таксист пассажиру.

Между тем практика показывает, что в большинстве случаев таксист делает вид, что первый раз слышит о каких-то документах.

Не слышали о них и некоторые арбитражные суды. Так, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в Постановлении от 18.12.2007 № Ф04-144/2007 (165-А03-29) решил, что в настоящее время нет установленной модели контрольно-кассовой техники для применения ее при оказании транспортных услуг такси, а также фактической возможности у владельцев такси приобрести такую ККТ.

А вот ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 30.08.2007 № А39-2010/ 2007 решил, что таксисты должны применять контрольно-кассовую машину «ЭЛВЕС-МИКРО-К» (версии 01), предназначенную для торговли и сферы услуг.

Ну а пока идут споры, пассажир такси по-прежнему остается вообще без документов.