1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 2576

Сверься с Кодексом

Потребность в выстраивании деловых отношений на основе стандартов ответственного делового поведения, готовность компаний инвестировать в развитие социального и человеческого капитала послужили предпосылками для создания проекта ТПП РФ по разработке и реализации Национальной программы «Российская деловая культура» и создания в компаниях кодексов корпоративной деловой этики.

 

Работа над Национальной программой «Российская деловая культура» началась в 1997 г. Был создан Национальный фонд с одноименным названием, соучредителями которого выступили: ТПП России, Ассоциация российских банков, РСПП, Академия народного хозяйства при Правительстве РФ.

Национальная программа предназначена для оказания содействия нашим предпринимателям в овладении стандартами современной деловой культуры, развитии и поддержке в России инфраструктуры деловой этики. Она помогает выстраивать конструктивный диалог всех заинтересованных сторон: деловых кругов, общества, государства и международного делового сообщества.

В рамках данной программы были разработаны «Этические принципы ведения дел в России», в основу создания которых легли «Семь принципов ведения дел в России», принятые отечественными предпринимателями еще в 1912 г., и «Принципы международного бизнеса».

Сегодня многие организации при разработке кодексов деловой этики или отраслевых соглашений (хартий, деклараций) опираются на «Этические принципы ведения дел в России», а также на Национальную программу «Российская деловая культура». Среди них: Ассоциация российских банков, Союз российских производителей пивобезалкогольной продукции, Гильдия выставочных организаций Московской ТПП, Ассоциация российских производителей мороженого и замороженных продуктов, Российский союз поставщиков металлопродукции и др.

 

Для чего нужен Кодекс?

Кодекс деловой этики определяет этические принципы, нормы и правила делового поведения, предписываемые к исполнению сотрудниками компании. Его основная цель — сохранить доверие клиентов, репутацию компании, обеспечить такую атмосферу в компании, которая удовлетворяет запросы работника, уменьшает текучесть кадров и позволяет принимать правильные решения.

Ясные и соблюдаемые этические нормы в организации помогают работникам ориентироваться в сложных ситуациях, формировать лояльность, снижают риск возможных нарушений.

От всех работников ожидается поведение в соответствии с положениями Кодекса деловой этики. Убеждения, которые приняты в социуме, как нельзя лучше подходят для корпоративных стандартов. Ведь никто не станет отрицать, что иметь дело с компанией, которая щепетильна в этических вопросах, намного приятнее, чем с «темной лошадкой». Такие стандарты хорошо понятны, и сотрудники смогут легко распознавать потенциальные области риска.

 

Структурный подход

Правильно выстроенный и применяемый на практике Кодекс деловой этики обеспечивает предприятие ориентирами для эффективного, квалифицированного и ответственного поведения. Его разработка ведется на основе 4 подходов:

1. Подход, основанный на соблюдении законов и норм, который направлен прежде всего на предотвращение нарушений законов, а также на их выявление и наказание за эти нарушения.

2. Ценностный подход, который направлен на определение организационных ценностей и поощрение участия работников в достижении целей, имеющих отношение к этике.

3. Подход, ориентированный на удовлетворение ожиданий внешних заинтересованных сторон, с помощью которого предприятие рассчитывает поддержать или улучшить свой общественный имидж и взаимоотношения с внешними заинтересованными сторонами.

4. Подход, обеспечивающий защиту менеджеров высшего звена, который частично включает и защиту собственников от обвинений в случае этических ошибок или возникновения проблем с законом.

Какой из этих подходов применять, зависит от специфики работы компании и того, каких результатов хотят достичь ее руководство и менеджмент. Причем они не являются взаимоисключающими.

Основанная на ценностях программа, конечно, наиболее эффективна. Но и программа деловой этики, которая базируется на подходе, ориентированном на соблюдение законов и норм, и в то же время нацелена на удовлетворение интересов внешних заинтересованных сторон, тоже даст положительный эффект.

Если же программа будет только средством защиты высшего руководства от ответственности или судебного преследования, то это породит лишь цинизм, а ее результаты будут скорее всего негативными.

 

Развитие проекта

Деловая этика, нравственные формы регуляции профессиональной деятельности имеют не только узкопрофессиональное, но и социальное значение. Они способствуют налаживанию и поддержанию конструктивного диалога бизнеса с государством, Церковью, общественными организациями по вопросам моральных стандартов и ценностей, помогают разрешать возникающие этические проблемы, вызванные несовершенством законодательства, неправомерным поведением участников конфликтов.

Деловая этика служит инструментом в снижении рисков, укреплении репутации, повышении эффективности деятельности компаний, в борьбе с коррупцией, в формировании позитивного образа наших предпринимателей у российской и международной общественности.

Однако добросовестное и этичное ведение дел компаниями в соответствии с принятыми ими кодексами деловой этики может привести к снижению конкурентоспособности, поскольку отсутствует государственная и законодательная поддержка таких организаций и широко распространена коррупционная практика.

Поэтому участие в законотворческой деятельности ТПП РФ рассматривает как одну из задач развития Национальной программы «Российская деловая культура». Другая не менее важная задача — пропагандировать программу как инструмент совершенствования деловой культуры организации и нематериальный актив повышения ее эффективности.

 

МНЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

ИВАН ШАЦКИХ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР КОМПАНИИ UPS В РОССИИ:

— Объединяющая идея Кодекса деловой этики нашей компании — порядочность, качество работы и честность. Кроме обычных этических установок, по которым живет общество в целом, каждая организация сталкивается со специфическими ситуациями.

Это, в частности, касается законности и этичности, связанных с подарками клиентов сотрудникам. Неправильная реакция работника или его опрометчивые обещания могут повлиять на репутацию компании. Мы не хотим выстраивать бизнес с помощью таких средств, как, например, приобретение каких-либо преимуществ во взаимоотношениях. Поэтому согласно этическому кодексу компании обо всех подарках и развлечениях, кроме номинальных, необходимо сообщать менеджеру.

Второй аспект, который регулирует Кодекс деловой этики, — недопущение конфликта интересов. Работники не должны попадать в ситуации, ставящие их перед выбором между личными финансовыми интересами и интересами компании. При возникновении потенциальной конфликтной ситуации следует обратиться к руководителю или в отдел этики и соблюдения корпоративных стандартов, что может помочь разрешить конфликт наилучшим образом.

Это касается и выполнения обязанностей: работник не должен пытаться использовать свое положение в компании для влияния на цены или переговоры, а также использовать личные взаимоотношения для воздействия на мнение и поведение клиента. Например, в ситуации, если сам работник или его родственник имеет долю в бизнесе организации, которая сотрудничает или конкурирует с компанией, в которой он работает.

Кодекс деловой этики выделяет в отдельную главу ведение дел с государственными организациями, так как работа с ними не всегда похожа на взаимодействие с частными лицами. Некоторые действия могут быть недопустимыми, а иногда даже незаконными. Сюда относятся:

·         плата за еду государственных должностных лиц;

·         преподнесение определенных подарков;

·         плата за жилье или путешествие;

·         просьба о получении информации перед заключением государственного контракта.

Соблюдение этических принципов позволяет выстроить четкую структуру управления предприятием и взаимодействия с сотрудниками, что, естественно, отразится на эффективности его работы.

ЕЛЕНА МЕЛЕШКО, ДОКТОР ФИЛОСОФСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР ТУЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. Л.Н. ТОЛСТОГО, ЧЛЕН КОМИТЕТА ПО ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕ ТПП ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ:

— В Тульском регионе идет интенсивная научно-исследовательская работа по изучению проблем прикладной этики в России. Ее необходимость связана с общими процессами глобализации экономических и социальных форм человеческой деятельности, с развитием демократических процессов, в которых основными формами общественной регуляции являются моральные.

Все это можно увидеть в развитых постиндустриальных странах, где сформированы социальные институты, влияющие на процессы экономического и социального развития. Переход общества от индивидуальной ответственности к социальной говорит о его демократизации.

Интенсивность обращения к проблеме деловой этики возрастает со вступлением нашей страны в ВТО, возникает необходимость принятия стандартов развитых стран.

Однако слепое следование тем правилам, которые в них существуют, — занятие в определенной степени полезное в плане изучения опыта. Одновременно надо изучать особенности нашего менталитета и те возможности, которые характерны для России.

Проведенный нашими экспертами анализ показал необходимость внедрения на предприятиях этической регуляции. Это способствует повышению рентабельности предприятий, улучшению нравственного климата, повышению культуры производства. Требуется пилотный проект, объединяющий задачи образования и производства в этой области.