Сдвиги заслужили премию

| статьи | печать

Федеральная служба страхового надзора подвела итоги развития российского страхового рынка в минувшем году. Одной из главных его тенденций стало опережение роста выплат над премиями. Тем не менее произошедшие в страховании сдвиги и страховщики, и регулятор в целом оценили положительно.

В 2007 г. в отечественном страховании произошли позитивные сдвиги, таково мнение заместителя начальника управления учета и экономического анализа ФССН Яны Мирошниченко. Благодаря усилиям Росстрахнадзора рынок практически очистился от «схем» и слабых компаний. Несмотря на введение новых требований, 857 компаний сохранили свое присутствие на рынке, хотя у страховщиков, подчеркнула Я. Мирошниченко, сохраняются проблемы в составлении отчетности и представлении достоверных данных.

Из 857 страховщиков 140 (16,3%) занимались страхованием жизни (в 2006 г. таких компаний было 181), 716 (83,5%) — иными видами страхования. При этом 54 компании занимались либо только «жизнью» и «личным страхованием» (43 фирмы), либо «жизнью» исключительно (11 компаний). Остальные совмещали страхование жизни с иными видами страхования, поскольку окончательная передача портфелей «с жизнью» была отложена на неопределенный срок и может растянуться на десяток лет. Тем не менее частичная кластеризация рынка по видам «жизнь — не жизнь» произошла, и в ФССН считают это хорошим итогом.

Еще одним положительным результатом 2007 г. явился опережающий относительно роста сбора премий рост страховых выплат. В целом практически по всем видам страхования и у всех основных страховщиков наблюдается тенденция к смещению уровня выплат от минимальных значений к середине шкалы (30—60%). «Это уже приемлемые показатели», — говорят в ФССН.

«Плюсом» в копилку ушедшего года также стала стабильность самого рынка: список первой десятки страховщиков с 2006 г. остался почти неизменным, в нем только появилась компания «Россия» и ушла компания «Макс». В перестраховании, впрочем, ситуация прямо противоположная — вся «первая шестерка» компаний в 2007 г. поменялась. «Бизнес этот очень сложный и капиталоемкий», — прокомментировал данный факт Илья Ломакин-Румянцев. Продолжала повышаться концентрация рынка: в 2007 г. 17% компаний (125 страховщиков) собирали 90% премий.

Если говорить более подробно о выплатах, то по страхованию имущества (а это наиболее быстро развивающийся сегмент рынка страхования иного, чем жизнь (19% в год) там, где в 2006 г. уровень выплат был 20—30%, в2007г. у крупнейших компаний вышло 30—40%. 

В страховании жизни разброс был слишком велик, а рынок слишком мал, чтобы распределение было показательным. Отдельно стоит сказать про ОСАГО: прогноз, данный по результатам первых 9 месяцев ушедшего года, полностью оправдался. Показатели выплат в 40—50% сместились вправо, до 50—70%, и размылись. Несбалансированность страховых тарифов, о которых давно говорят и автостраховщики, и ФССН, продолжает сохраняться. Как результат, убыточные виды автострахования (такси, например) стали еще убыточнее. У нескольких компаний выплаты по ОСАГО превысили 90%.

Значительная несбалансированность в страховании наблюдается и по регионам. За истекшие несколько лет с рынка ушло порядка 800 компаний, и в Росстрахнадзоре решили посмотреть, как это отразилось на географии страхования. Как оказалось, ситуация чрезвычайно похожа на ситуацию в банковском секторе и в целом совпадает с картой деловой активности по стране. Среди федеральных округов по темпам роста лидируют Центральный, Северо-Западный, Приволжский и Уральский. В абсолютном значении бессменным лидером является, разумеется, Центральный.

Рыба ищет, где глубже, а страховщики — где платежеспособный спрос. Неудивительно, что 55% компаний зарегистрировано в Центральном округе (как и 55% банков). В субъектах же Федерации картина принципиально иная. По сведениям И. Ломакина-Румянцева, в 30 субъектах Федерации нет ни одной зарегистрированной страховой компании, еще в 20 субъектах — от 1 до 5 (в среднем 1—2), включая компании, занимающиеся ОМС, «про которое трудно сказать, является ли оно страхованием», заметил глава ФССН. Таким образом, более чем в половине регионов местные компании не работают, что означает быстрое вытеснение «центром» местных компаний. «Это не значит, что это плохо, это значит, что растет число компаний, работающих с большой филиальной сетью, и надо смотреть, как это сказывается на работе и как регулируется», — резюмировал И. Ломакин-Румянцев.

С вопросами управления филиальной сетью в такой стране, как Россия, с ее количеством часовых поясов, тесно связано урегулирование вопросов с клиентами. Как известно, большая часть жалоб, поступающих в надзорные органы, связана с затягиванием страховщиками сроков разбирательства. Частично это зависит от таких методов управления филиалами, когда центр назначает своим представительствам фиксированную норму убытков и все, что ее превосходит, отправляется за авторизацией в центр, что автоматически затягивает сроки урегулирования.

По мнению представителей ФССН, действующие ныне сроки урегулирования в 15 дней совершенно нереальны. Глава Службы даже процитировал по этому поводу пассаж из «Маленького принца» А. де Сент-Экзюпери: «Если я прикажу своему генералу обратиться в чайку, и тот не сможет этого выполнить, виноват буду я, а не генерал». Если в законодательство не будут внесены изменения, а именно изменены сроки урегулирования до реальных 30 дней, детализированы права и обязанности участников процесса страхования и перечень информации, которую страховщик обязан довести до сведения клиента перед продажей тому полиса, то поток жалоб, увеличивающийся с каждым годом, парализует работу Росстрахнадзора. 

В 2007 г. было зарегистрировано 10 498 жалоб, из которых 6287 были связаны с ОСАГО (рост 6% по сравнению с 2006 г.). В следующем году И. Ломакин-Румянцев прогнозирует увеличение общего числа жалоб до 14 000. Рынок растет, проблемы растут одновременно. «У нас не самое плохое законодательство, — заметил глава ФССН, — но такое число жалоб сигнализирует о системных ошибках в нем».

Пока же в законодательном творчестве на поле страхования временное затишье. Недавно проваленный Госдумой законопроект об уменьшении пеней со страховщиков за просрочку и увеличении сроков урегулирования вопросов с клиентами отправлен на доработку. Тем не менее у надзорной организации в истекшем году были свои радости: в полную силу заработали страховые инспекции, на которые начиная с III квартала были возложены основные обязанности по выдаче предписаний и контролю на местном уровне. Всего инспекциями было выдано более 2000 предписаний, и число их в 2008 г., вероятно, будет расти, поскольку страховщики «читают нормативные документы то ли плохо, то ли по-своему», говорят в ФССН. Страховщики, в свою очередь, жалуются, что в формулировках спускаемых «сверху» указов не всегда все однозначно. Несмотря на эти разногласия, общие тенденции на рынке страхования все участники оценивают позитивно.

 

К СВЕДЕНИЮ

В Едином государственном реестре субъектов страхового дела на 31.12.2007 зарегистрировано 857 страховых организаций. Были обобщены оперативные данные, полученные в электронном виде от 800 страховщиков (11 компаний не проводили страховые операции, 46 — не представили форму ведомственного государственного статистического наблюдения № 1-С «Сведения об основных показателях деятельности страховой организации за январь — 20_г.» по электронной почте).

Общая сумма страховой премии и страховых выплат по всем видам страхования за 2007 г. составила соответственно 763,6 и 473,8 млрд руб., т.е. 125,1 и 134,3% по сравнению с аналогичным периодом 2006 г.