1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 928

ОСАГО подкорректировали

С 1 марта вступила в действие новая редакция Закона об ОСАГО, многочисленные поправки к которому затронули все категории автовладельцев.

Юридические или физические лица, имеющие транспортные средства, зарегистрированные за рубежом, смогут теперь купить страховой полис ОСАГО минимум на 5 дней, даже если въезжают в страну на день. Далее, прицепы к легковым автомобилям, принадлежащие физическим лицам, перестали быть предметом обязательного автострахования. Минимальный срок сезонного страхования сократился (для физлиц) до 3 месяцев вместо полугода, тарифный коэффициент установлен в размере 0,4.

Для организаций важно знать, что «привязка» территориального коэффициента теперь осуществляется к месту регистрации транспортного средства, а не к месту регистрации юридического лица, как это было раньше. Кроме этого, отменен «стикер» — специальный знак гособразца, отмечающий, что машина застрахована (это касается и юридических, и физических лиц), введена новая форма страхового полиса (старые формы действуют до конца 2008 г.). 30-дневный льготный период после окончания действия полиса отменен.

Срок рассмотрения заявления о страховой выплате вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу, увеличен с 15 до 30 дней. В этот срок следует как рассмотреть заявление, так и произвести выплату. При этом введены пени в размере 1/75 ставки рефинансирования ЦБ РФ за немотивированную просрочку рассмотрения заявления. Отменена обязательная независимая экспертиза в случаях, когда страховщику и потерпевшему удалось самостоятельно прийти к соглашению в оценке ущерба транспортного средства при совместном осмотре. ДТП на внутренней территории предприятия теперь относится к страховым случаям.

Увеличены страховые выплаты: отныне на каждого потерпевшего, независимо от количества пострадавших, установлен лимит в части возмещения вреда жизни или здоровью в размере 160 тыс. руб. по каждому ДТП в течение срока действия полиса (вместо былых 240 тыс. на всех). К тому же установлены фиксированные выплаты за причинение вреда жизни (смерть): 135 тыс. руб. наследникам, потерявшим кормильца, то есть лицам, имеющим право на получение компенсации по ГК, и не более 25 тыс. руб. компенсации расходов на погребение жертвы ДТП.

На первый взгляд все поправки нацелены на благо. Закон об ОСАГО, вызывавший много нареканий со стороны автомобилистов, становится более дружелюбным по отношению к ним.

Однако глава Росстрахнадзора считает, что поводов для оптимизма мало, поскольку основная проблема ОСАГО — несбалансированность тарифов — осталась. На практике это приводит к значительному разбросу убыточности этого вида страхования в зависимости от региона и от вида транспортного средства. ОСАГО вообще оказался далеко не таким лакомым пирогом, каким померещился вначале страховым компаниям. В результате убыточность этого вида страхования ежегодно росла, а количество страховщиков, занимающихся ОСАГО, сокращалось.

В 2007 г. ОСАГО занимались 177 страховых компаний, убыточность в целом приблизилась к 60%, причем разброс по страховщикам был достаточно велик. Несмотря на то что в целом премии по ОСАГО превысили выплаты на 30,3 млрд руб. (70,4 млрд против 40,1 млрд соответственно), в некоторых регионах и по некоторым видам транспорта (троллейбусы, такси, трамваи и т.д.) убыточность составила более 100%. Образно говоря, владельцы «Жигулей» в центральных регионах переплачивали за полис, в то время как таксисты на Урале — недоплачивали.

В будущем результатом этого, считает И. Ломакин-Румянцев, может оказаться исход автостраховщиков из убыточных регионов, где останется только номинальное присутствие страховых компаний в соответствии с требованиями Закона, а также, возможно, череда банкротств. «Под угрозой находятся все автостраховщики, — заметил глава ФССН, — поскольку за банкрота отвечает РСА, а взносы в РСА оплачиваются всеми компаниями, занимающимися автострахованиями».

Про изменение тарифов в ОСАГО говорится давно. Минфин неоднократно отвечал отказом на просьбы ВСС пересмотреть их в сторону увеличения, считая, что они скорее завышены, чем занижены. Кто прав в этой ситуации? Истина посередине: несбалансированность тарифов привела к тому, что по одним видам транспорта и регионам они завышены, а по другим занижены. Пересмотр тарифов, если состоится, потребует очень внимательных расчетов. Но в этом году, как во всеуслышание заявили власти, пересмотра не будет.