1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1712

Саратовский метод глушения «мальков»

Деятельность частных автоперевозчиков давно вызывает нарекания властей всех уровней. С одной стороны, владельцев маршруток обвиняют в недостаточной безопасности перевозок пассажиров. А с другой — власти четко осознают, что частные перевозчики являются мощными конкурентами муниципальных транспортных предприятий. Борьба с ними приобрела настолько острый характер, что, например, в Саратовской области решили полностью перестроить рынок пассажирских автоперевозок путем изгнания с него мелких перевозчиков.

 

Сегодня в Саратовской области действуют более 5890 автотранспортных средств, имеющих лицензионные карточки, и около 2800 владельцев лицензий. Другими словами, на рынке пассажирских автоперевозок преобладают мелкие предприниматели, имеющие по несколько машин. Их доля составляет 80% рынка. При этом большинство предпринимателей не имеют своего пункта технического обслуживания «газелей» и автобусов. Также у них нет возможности организовать предрейсовые и послерейсовые медосмотры водителей.

Областные чиновники хотят, чтобы эти частные предприятия либо развивали собственную техническую базу, либо просто ушли из данного сектора экономики. Достигнуть этого они намерены обычными административными мерами — штрафами и проверками. Так, начальник управления Государственного автодорожного надзора по Саратовской области Николай Годунов сообщил, что в результате ужесточения требований за последние полгода добровольно отказались от своей лицензии 96 частников.

Официальную позицию автодорожного надзора — ужесточить экономические условия, чтобы малым предпринимателям стало невыгодно заниматься перевозками, — поддержало и руководство области. Зампред регионального правительства Александр Стрелюхин заявил, что нужно предпринять все усилия, чтобы большинство перевозок было сосредоточено в руках крупных автотранспортных предприятий. Тем более что в области сохранился государственный сектор перевозчиков с неплохой материальной базой.

Аналогичного мнения придерживается и министр по развитию транспортного комплекса Саратовской области Сергей Шейкин, считающий, что частные предприятия во главу угла ставят деньги, экономя на системе контроля качества и безопасности. «Необходимо выстраивать четкую систему, в которой будут работать перевозчики со своей производственной базой, подвижным составом и опытными водителями, — заявил он журналистам. — Таких перевозчиков в Саратове наберется около десятка. Если у кого-то не хватает подвижного состава, он может привлекать транспорт со стороны, а еще лучше — пусть инвестиции привлекает на приобретение новых автобусов».

По его словам, основу пассажирского транспорта должны составлять трамваи, троллейбусы и автобусы большой вместимости. Роль «газелей» — подвоз жителей к основным маршрутам или к электричке. Для реализации этой идеи в минувшем году в области началось серьезное обновление парка пассажирского транспорта. Было приобретено 53 новых автобуса и 12 троллейбусов. В данный момент рассматривается вопрос о покупке в лизинг еще 60 троллейбусов, которые поступят в Саратов уже к лету. 50 млн руб. потрачено на приобретение новых трамваев.

А в целом объем инвестиций в транспортный комплекс региона в 2007 г. составил около 3,8 млрд руб. При этом лишь в Саратове городским общественным транспортом было перевезено 207 млн человек. Правда, вновь обострилась проблема льготников, число которых увеличилось на 80 тыс. ветеранов труда Саратовской области.

С. Шейкин заметил по этому поводу, что нужно вводить единую карту льготников, систему электронного считывания этих карт и переходить на безденежную оплату проезда. С внедрением новой системы власти области станут получать объективную информацию о том, сколько льготников на каком маршруте и за какой период проехали. Эту сумму они и будут компенсировать перевозчикам. Техническое исполнение проекта стоит порядка 40 млн руб. Однако самое сложное — изготовление карт и их распространение. Каждого льготника нужно сфотографировать, разместить информацию о нем на карте, научить этой картой пользоваться.

Вопрос о переделе рынка пассажирских перевозок в Саратовской области будет решаться уже в марте — апреле текущего года. Пока же здесь увеличилась до 8 руб. стоимость проезда в автобусах, трамваях и троллейбусах. Проезд в электричках внутри Саратова оплачивается по единому тарифу — 11 руб., независимо от зон. А вот стоимость проезда в маршрутных такси осталась на уровне прошлого года.

В Астрахани предельные максимальные тарифы на перевозку пассажиров автомобильным и электрическим общественным транспортом в городском сообщении также составляют 8 руб. Максимальная стоимость проезда в «газелях», работающих по регулярным коммерческим маршрутам в областном центре, сохранилась на уровне 9 руб. А вот в Волгограде подорожал проезд как на маршрутках, так и в электричках. 5 марта Управление по региональным тарифам обладминистрации утвердило новые тарифы на проезд в маршрутных такси, которые увеличились на 1—3 руб. в зависимости от расстояния. Минимальная стоимость проезда теперь составляет 7 руб., а максимальная — 24 руб. (на расстояние свыше 35 км).

За 1 км пути пассажиру волгоградской электрички придется заплатить 72 коп. Проезд по одной зоне обойдется в 8 руб., а по каждой последующей — 7 руб. Размер единого тарифа составит 16 руб.