Оформление свидетельства о наследовании

| статьи | печать

К нотариусу обращаются наследники собственников земельных участков сельхозназначения с заявлениями
о выдаче им свидетельств о праве на наследство. Он требует у них помимо свидетельств о госрегистрации права собственности, выданных в 2006 г., представить и свидетельства, оформленные ранее, а именно в 1996 г.

При этом свои требования он объясняет тем, что, по его мнению, свидетельства о госрегистрации права, выданные наследодателям Федеральной регистрационной службой в 2006 г., не являются правоустанавливающими документами.

Что значит «правоустанавливающий документ» по закону? Прав ли нотариус? Почему свидетельство регистрационной службы не признается новым правоустанавливающим документом?

В.В. Михеев, Республика Татарстан

 

В той ситуации, которая описана в вашем вопросе, нотариус не прав. Его действия и требования о представлении тех или иных документов при решении вопроса о выдаче свидетельств о праве на наследство должны строго соответствовать действующему законодательству.

Давайте обратимся к тем нормативным правовым актам, которые регламентируют действия нотариуса в этой ситуации.

Согласно ст. 72 Основ законодательства РФ о нотариате от 11.02.93 № 4462-1 при выдаче свидетельства о праве на наследство нотариус по закону обязан путем истребования соответствующих доказательств проверить следующие обстоятельства:

— факт смерти наследодателя;

— время и место открытия наследства;

— наличие отношений, являющихся основанием для призвания к наследованию по закону;

— состав и место нахождения наследственного имущества.

Если же земельный участок наследуется по завещанию, то согласно ст. 73 Основ законодательства он обязан также проверить наличие и содержание завещания.

Очевидно, спорные моменты возникли на стадии проверки нотариусом обстоятельств, связанных с составом и местом нахождения наследственного имущества.

Согласно положениям ст. 1110 ГК РФ наследственное имущество (наследство) — это имущество умершего. Статья 1112 ГК РФ определяет, что в его состав входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Следовательно, когда нотариус во исполнение требований ст. 72 Основ законодательства РФ о нотариате определяет состав и местонахождение наследственного имущества, он фактически выясняет, какое имущество принадлежало наследодателю на день его смерти и где оно сейчас находится.

Каким образом нотариус сможет решить эту задачу? Ответ содержится в той же ст. 72 Основ законодательства РФ о нотариате, которая четко определяет полномочия нотариуса в этой части. Решить данный вопрос он может путем истребования соответствующих доказательств.

В вашем случае нотариус по какой-то причине вместо истребования документов, подтверждающих факт принадлежности земельных участков наследодателю на день смерти, требует представить доказательства того, что эти земельные участки принадлежали наследодателям в 1996 г.

И это при том, что наследники представляют нотариусу документы, оформленные Федеральной регистрационной службой в установленном законом порядке в более поздний период. То есть полностью отвечающие требованиям закона и подтверждающие право собственности наследодателя на это имущество.

По какой причине нотариус так себя ведет, ответить сложно. Безусловно, оформляя свидетельство о праве на наследство, он должен быть уверен в том, что у наследодателя было право собственности на недвижимое имущество.

В любом случае независимо от того, имеется или нет документ, на основании которого право возникло, свидетельство о госрегистрации права является официальным документом, надлежащим образом подтверждающим существование зарегистрированного права. Ни одной из норм действующего законодательства, регулирующих порядок выдачи нотариусами свидетельств о праве на наследство, не установлено, что они могут быть выданы лишь при условии представления документа, на основании которого возникло право наследодателя.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон № 122-ФЗ) государственная регистрация — это единственное доказательство существования зарегистрированного права.

Иными словами, у нотариуса, которому в качестве доказательства принадлежности земельного участка наследодателю на день его смерти представлено свидетельство о государственной регистрации права на участок, выданное в установленном законом порядке Федеральной регистрационной службой, нет причин для истребования документов, выданных наследодателю ранее.

При этом он не должен утруждать и запутывать себя, а также обратившихся к нему граждан вопросами о том, что является правоподтверждающим документом, а что — правоустанавливающим. Ведь российский законодатель уже решил этот вопрос за него.

Если вам все же не удастся убедить нотариуса принять свидетельство о госрегистрации права собственности на земельный участок в качестве единственного доказательства существования у наследодателя зарегистрированного права и он откажет вам в выдаче свидетельства о праве на наследство, то вы вправе обжаловать его отказ путем подачи искового заявления в суд по месту нахождения нотариальной конторы (ст. 49 Основ законодательства РФ о нотариате).

Относительно того, какие документы являются правоустанавливающими по закону, можно сказать следующее. Их перечень приведен в ст. 17 Закона № 122-ФЗ. К ним относятся:

·         акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

·         договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;

·         акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

·         свидетельства о праве на наследство;

·         вступившие в законную силу судебные решения;

·         акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

·         иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявителю от прежнего правообладателя в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения.

Все эти документы устанавливают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество.

При этом надо отметить, что обязательным приложением к правоустанавливающим документам на земельные участки является план земельного участка с указанием его кадастрового номера.