1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1230

В законе загадкам не место!

В июле сего года в Федеральный закон «Об акционерных обществах» были внесены изменения, затрагивающие положения о реорганизации. Ранее предусматривалось проведение «особых собраний», статус которых представлялся загадкой. При выделении и разделении — это «собрания акционеров вновь создаваемых обществ»,            а при слиянии и присоединении — «совместные собрания акционеров обществ, участвующих в реорганизации». Не имея четкой правовой природы, они порождали значительные коллизии и конфликты. В итоге законодатель отказался от этих юридически неопределенных конструкций. Каковы теперь этапы и процедура реорганизации в форме присоединения, разъясняет главный редактор «КС»Андрей ГЛУШЕЦКИЙ.

Реорганизация акционерного общества в форме присоединения — длительная процедура, которая может быть разделена на следующие этапы:

·         сбор и анализ информации;

·         разработка необходимых документов и их предварительное рассмотрение;

·         заключение договора о присоединении;

·         созыв и подготовка к проведению общего собрания акционеров каждого из обществ, участвующих в реорганизации;

·         проведение общих собраний. Принятие решения о реорганизации;

·         информирование третьих лиц о принятом решении;

·         реализация мероприятий, обеспечивающих права акционеров, не поддерживающих реорганизацию (выкуп акций по требованию акционеров в соответствии со ст. 75 ФЗ «Об АО»);

·         реализация мероприятий, обеспечивающих права кредиторов;

·         эмиссия дополнительных акций реорганизуемого общества, размещаемых путем конвертации в них акций акционеров присоединенного общества (в случае если реализуется вариант присоединения, предусматривающий эмиссию ценных бумаг);

·         регистрация последствий реорганизации и уведомление госорганов.

Предварительный этап охватывает ряд мероприятий по сбору и анализу информации, на основе которой будут разрабатываться необходимые документы и приниматься решение о реорганизации.

 

«На старт!»

Реорганизация начинается с инвентаризации. Федеральным законом «О бухгалтерском учете» предусмотрена обязанность обществ, участвующих в реорганизации, провести инвентаризацию имущества и обязательств.

«Проведение инвентаризации обязательно:

...при реорганизации или ликвидации организации;

в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации» (п. 1, 2 ст. 12 ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Инвентаризация имущества и обязательств проводится специально создаваемой инвентаризационной комиссией либо ревизионной комиссией общества.

«Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.

При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии.

При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее» (п. 2.2 Приказа Министерства финансов РФ от 13 июня 1995 г. № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»).

Инвентаризация обязательна для присоединяемого общества, так как по ее результатам будет составлен передаточный акт.

Присоединяемому обществу целесообразно проверить, зарегистрированы ли его права на недвижимое имущество, и при необходимости пройти эту процедуру. В противном случае невозможно будет зарегистрировать и переход прав на это имущество в порядке универсального правопреемства.

 

Определение рыночной стоимости акций

Для принятия ряда решений следует иметь сведения о рыночной стоимости акций обществ, участвующих в реорганизации. Это необходимо прежде всего для определения цены выкупа обществом акций по требованию акционеров, а в некоторых случаях — для расчета коэффициентов конвертации.

Цену выкупа акций определяет совет директоров. Она не может быть установлена ниже порога, предусмотренного законом, а именно рыночной стоимости акций, определенной независимым оценщиком. Для определения цены выкупа обществом акций по требованию акционеров необходимо получить отчет независимого оценщика о рыночной стоимости ценных бумаг. «Выкуп акций обществом осуществляется по цене, определенной советом директоров (наблюдательным советом) общества, но не ниже рыночной стоимости, которая должна быть определена независимым оценщиком без учета ее изменения в результате действий общества, повлекших возникновение права требования оценки и выкупа акций» (п. 3 ст. 75 ФЗ «Об АО»). В случаях, установленных законом, необходимо привлечь государственный финансовый контрольный орган.

На основе оценки рыночной стоимости акций можно проанализировать различные варианты реорганизации. Решить, будет она сопровождаться эмиссией ценных бумаг обществом-правопреемником или нет.

 

Смета расходов

Необходимо оценить финансовые затраты на проведение реорганизации, составив смету расходов. Поскольку принятие решения о расходовании фондов общества относится к компетенции совета директоров (подп. 12 п. 1 ст. 65 ФЗ «Об АО»), утверждение сметы также следует отнести в ведение совета как принятие одного из решений, связанного с расходованием фондов.

В случаях, установленных законом, реорганизация путем присоединения проводится с предварительного согласия антимонопольного органа. «Слияние и присоединение коммерческих организаций, суммарная балансовая стоимость активов которых по последнему балансу превышает 30 миллионов установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, осуществляются с предварительного согласия антимонопольного органа» (п. 1 ст. 17 ФЗ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).

Инициатива проведения реорганизации акционерного общества исходит от совета директоров. «Совет директоров (наблюдательный совет) каждого общества, участвующего в присоединении, выносит для решения общим собранием акционеров каждого такого общества вопрос о реорганизации в форме присоединения. Совет директоров (наблюдательный совет) общества, к которому осуществляется присоединение, выносит также для решения общим собранием акционеров такого общества иные вопросы, если это предусмотрено договором о присоединении» (п. 2 ст. 17 ФЗ «Об АО»).

Одна из статей акционерного закона, регламентирующая общий порядок внесения вопросов в повестку дня общего собрания, устанавливает, что данное правило применяется, если иное не предусмотрено уставом (п. 3 ст. 49 ФЗ «Об АО»). Вместе с тем статьи, специально регламентирующие процедуры проведения каждой из форм реорганизации, однозначно относят внесение вопроса о реорганизации на решение общего собрания к компетенции совета директоров (ст. 16—20 ФЗ «Об АО»). Видимо, следует руководствоваться приоритетом специальной нормы над общей.

Совет директоров при принятии решения о вынесении вопроса о реорганизации общества для рассмотрения общим собранием акционеров предварительно рассматривает проекты следующих документов, которые должны быть предложены на утверждение собранию как составная часть решения о реорганизации:

— договор о присоединении;

— обосноване условий и порядка реорганизации.

Совет директоров присоединяемого общества предварительно рассматривает передаточный акт.

Иногда задают вопрос: что именно предварительно делает совет директоров — утверждает или рассматривает проекты названных документов?

Для того чтобы эти документы стали предметом рассмотрения общего собрания, предварительно необходимо одобрение совета директоров. Только по воле совета эти документы выносятся на общее собрание. Если совет не согласен с их содержанием, вряд ли он предложит документы общему собранию. С точки зрения конечного результата не существенно, какими формулировками будет оформлено проявление воли совета директоров по одобрению этих документов: «Предварительно утвердить и вынести на рассмотрение общего собрания» или просто: «Вынести на рассмотрение».

Однако с точки зрения формы проявления воли совета директоров может иметь существенное значение, как принимаются его решения. Если уставом в компетенцию совета директоров отнесено предварительное утверждение договора о присоединении, передаточного акта, обосновании условий и порядка реорганизации, совет может принимать отдельное решение по одобрению каждого из названных документов и затем принять решение об их вынесении на рассмотрение общего собрания.

Если уставом общества предварительное утверждение документов не отнесено в компетенцию совета директоров, в силу норм Закона совет будет принимать единое решение, выраженное формулировкой: «Вынести на рассмотрение общего собрания акционеров вопрос о реорганизации, в том числе договор о присоединении и передаточный акт».

Для эффективного проведения реорганизации каждое из обществ составляет план-график мероприятий. Он предназначен для выявления полного перечня мероприятий, реализуемых в процессе реорганизации, установления их последовательности, а также для контроля за их своевременной и полной реализацией. План-график может быть частью договора о присоединении.

 

Не забудьте аргументировать!

Постановление ФКЦБ от 31 мая 2002 г. № 17/пс «Об утверждении положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров» содержит требование об обязательном предоставлении лицам, участвующим в общем собрании акционеров, дополнительной информации, в том числе: «…обоснование условий и порядка реорганизации общества, содержащихся в решении о разделении, выделении или преобразовании либо в договоре о слиянии или присоединении, утвержденное (принятое) уполномоченным органом общества…» (п. 3.5 Постановления ФКЦБ от 31 мая 2002 г. № 17/пс). В этой связи возникает необходимость подготовить отдельный документ «Обоснование условий и порядка реорганизации». Следует помнить, что условия и порядок реорганизации должны быть изложены в договоре о присоединении (слиянии).

Законодательство не устанавливает каких-либо требований к форме и содержанию указанного документа. Его назначение — разъяснить акционерам необходимость реорганизации на условиях и в порядке, предлагаемых советом директоров. Как правило, в «Обосновании…» аргументируются цели проведения реорганизации, ожидаемый эффект от ее реализации, факторы, которые были учтены при формулировании предлагаемых условий и порядка реорганизации. Очень важно привести расчет коэффициентов конвертации акций и описать ее порядок.

Совет директоров общества, к которому осуществляется присоединение, может предложить общему собранию внести изменения и дополнения в устав компании. Если предусматривается реорганизация с эмиссией акций, не исключено, что реорганизуемому обществу необходимо включить в устав сведения об объявленных акциях, без чего нельзя увеличить его уставный капитал путем размещения дополнительных ценных бумаг.

В соответствии с требованиями законодательства в процессе реорганизации необходимо систематически раскрывать информацию о реализуемых мероприятиях, принятых решениях и утвержденных документах. Для контроля за полным и своевременным раскрытием информации в форме сообщения о существенных фактах каждому обществу, участвующему в реорганизации, целесообразно разработать «График раскрытия информации в связи с проведением реорганизации». Он утверждается единоличным исполнительным органом.

Важный этап реорганизации — заключение договора о присоединении. Необходимо ответить на вопрос: в какой момент заключается данный договор — до принятия решения о реорганизации или после?

Соответствующая статья Акционерного закона построена так, что в ней сначала говорится о заключении договора о присоединении обществами, участвующими в реорганизации, а уже затем о вынесении вопроса о реорганизации в форме присоединения на утверждение общего собрания. При этом составной частью решения является утверждение договора о присоединении. Речь идет об утверждении общим собранием акционеров уже существующего договора, а не существенных условий предстоящей сделки.

 

Особенности «подготовительного периода»

Как отмечалось, инициатива проведения реорганизации исходит от совета директоров, выносящего соответствующий вопрос на общее собрание акционеров.

Включение в повестку дня вопроса о реорганизации порождает обязанность общества предоставлять дополнительную информацию лицам, имеющим право на участие в собрании. Перечень информации (материалов) определен Постановлением ФКЦБ от 31 мая 2002 г. № 17/пс «Об утверждении положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров».

Прежде всего эта информация связана с обоснованием условий и порядка реорганизации:

«...обоснование условий и порядка реорганизации общества, содержащихся в решении о разделении, выделении или преобразовании либо в договоре о слиянии или присоединении, утвержденное (принятое) уполномоченным органом общества;

годовые отчеты и годовая бухгалтерская отчетность всех организаций, участвующих в реорганизации, за три завершенных финансовых года, предшествующих дате проведения общего собрания, либо за каждый завершенный финансовый год с момента образования организации, если организация осуществляет свою деятельность менее трех лет;

квартальная бухгалтерская отчетность всех организаций, участвующих в реорганизации, за последний завершенный квартал, предшествующий дате проведения общего собрания» (п. 3.5. Постановления ФКЦБ от 31 мая 2002 г. № 17/пс).

 

С точностью до одного дня

Особый блок дополнительной информации (материалов) связан с информированием лиц, имеющих право на участие в общем собрании, об определении цены выкупа акций. Им предоставляется:

«...отчет независимого оценщика о рыночной стоимости акций общества, требования о выкупе которых могут быть предъявлены обществу;

расчет стоимости чистых активов общества по данным бухгалтерской отчетности общества за последний завершенный отчетный период;

протокол (выписка из протокола) заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества, на котором принято решение об определении цены выкупа акций общества, с указанием цены выкупа акций» (п. 3.4 Постановления ФКЦБ от 31 мая 2002 г. № 17/пс).

Следует помнить о сроках предоставления перечисленной информации.

«Информация (материалы), подлежащая предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании, при подготовке к проведению общего собрания общества, должна предоставляться в помещении по адресу единоличного исполнительного органа общества, а также в иных местах, адреса которых указаны в сообщении о проведении общего собрания.

Общество обязано по требованию лица, имеющего право на участие в общем собрании акционеров, предоставить ему копии указанных документов в течение 5 дней с даты поступления в общество соответствующего требования, если более короткий срок не предусмотрен уставом общества или внутренним документом общества, регулирующим деятельность общего собрания.

Плата, взимаемая обществом за предоставление копий документов, содержащих информацию (копий материалов), подлежащую предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании, при подготовке к проведению общего собрания общества, не может превышать затраты на их изготовление» (п. 3.8 Постановления ФКЦБ от 31 мая 2002 г. № 17/пс).

О проведении общего собрания общество обязано сообщить не позднее чем за 20 дней, а о проведении общего собрания с вопросом повестки дня о реорганизации — не позднее чем за 30 дней до даты проведения (п. 1 ст. 53 ФЗ «Об АО»).

В сообщение о проведении общего собрания дополнительно включаются следующие сведения наряду с предусмотренными п. 2 ст. 52 ФЗ «Об АО»:

·         информация о наличии у акционеров права требовать выкупа обществом принадлежащих им акций;

·         цена выкупа;

·         о порядке осуществления выкупа (п. 1, 2 ст. 76 ФЗ «Об АО»).

Как принимать решение?

Голосующими по вопросу о реорганизации общества являются все акции общества независимо от их категории (типа). «Акционеры — владельцы привилегированных акций участвуют в общем собрании акционеров с правом голоса при решении вопросов о реорганизации и ликвидации общества» (п. 4 ст. 23 ФЗ «Об АО»).

Решение по вопросу о реорганизации принимается большинством в три четверти голосов лиц, участвующих в собрании. «Решение по вопросам, указанным в подпунктах 1—3 (в т. ч. вопрос о реорганизации. — Автор), 5 и 17 пункта 1 статьи 48 настоящего Федерального закона, принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров» (п. 4 ст. 49 ФЗ «Об АО»).

В течение длительного времени шли дискуссии: сколько вопросов следует включать в повестку дня общего собрания акционеров при принятии решения о реорганизации? Один (о реорганизации в форме присоединения) или несколько самостоятельных: о реорганизации общества в форме присоединения, об утверждении договора о присоединении и передаточного акта. Конец этой дискуссии положили изменения в Акционерный закон, внесенные Федеральным законом от 27.07.2006 № 146-ФЗ.

«Совет директоров (наблюдательный совет) каждого общества, участвующего в присоединении, выносит для решения общим собранием акционеров каждого такого общества вопрос о реорганизации в форме присоединения. Совет директоров (наблюдательный совет) общества, к которому осуществляется присоединение, выносит также для решения общим собранием акционеров такого общества иные вопросы, если это предусмотрено договором о присоединении.

Общее собрание акционеров общества, к которому осуществляется присоединение, принимает решение по вопросу о реорганизации в форме присоединения, включающее в себя утверждение договора о присоединении, а также принимает решения по иным вопросам (в том числе решение о внесении изменений и дополнений в устав такого общества), если это предусмотрено договором о присоединении. Общее собрание акционеров присоединяемого общества принимает решение по вопросу о реорганизации в форме присоединения, включающее в себя утверждение договора о присоединении, передаточного акта» (п. 2 ст. 17 ФЗ «Об АО»).

Из цитаты однозначно следует, что общее собрание рассматривает и принимает решения по одному вопросу о реорганизации в форме присоединения. Утверждение договора о присоединении и передаточного акта — составные части единого решения о реорганизации.

Встречающаяся ранее практика, согласно которой единый вопрос о реорганизации разбивался на ряд самостоятельных (принятие решения, утверждение порядка и условий реорганизации, договора о присоединении и передаточного акта), порождала запутанные в правовом отношении ситуации.

Акционеры голосовали за проведение реорганизации, но не утверждали договор о присоединении и передаточный акт. Формально решение принято, но фактически провести реорганизацию невозможно. Каковы правовые последствия такой двусмысленной ситуации? Возникает ли у кредиторов право требовать досрочного исполнения обязательств? Возникало ли у акционеров, голосовавших против решений об утверждении договора о присоединении и передаточного акта, право требовать выкупа обществом принадлежащих им акций?

Обращаем внимание, что ФЗ «Об АО» исключает конструкцию двойного утверждения передаточного акта.

Представляется спорной позиция, предлагающая расчленить единый вопрос о реорганизации на отдельные решения. В основе процедуры реорганизации всегда лежит принятие общим собранием решения о реорганизации, во исполнение которого впоследствии одобряются документы, предусмотренные в соответствующих статьях ФЗ «Об АО» для определенных реорганизационных форм.

Согласно этой точке зрения на одном собрании акционеров можно принять решение о реорганизации, а на последующих — одобрить договор о присоединении (слиянии) и передаточный акт (разделительный баланс). В частности, предлагалось утверждать передаточный акт не в момент принятия решения о реорганизации, а непосредственно перед ее завершением (исключением присоединяемого общества из Единого реестра юридических лиц).

Конструкция «последующего одобрения документов» ведет к потенциальным правовым коллизиям. Действующая редакция соответствующих статей Акционерного закона полностью исключает возможность такого рода членения единого решения о реорганизации.

 

К сведению

Необходимо отличать документы «Годовой отчет» и «Годовая бухгалтерская отчетность».

Бухгалтерская отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам (абз. 6 ст. 2 ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Годовой отчет — одна из форм раскрытия информации о состоянии дел общества. Набор обязательных сведений, которые должен содержать этот документ, установлен п. 3.6 Постановления ФКЦБ от 31 мая 2002 г. № 17/пс.