1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1223

КМБ: время выбирать?

Кредитование малого бизнеса (КМБ) в России в последнее время растет опережающими темпами. Большой объем кредитов, выданных малому и среднему бизнесу, свидетельствует о серьезной диверсификации банковского портфеля и высокой деловой репутации самого банка. Однако дальнейшее развитие этого сектора, по мнению экспертов рынка, во многом зависит от государственной политики в этой сфере.

 

Лидер отрасли

По итогам прошлого года темпы роста портфеля кредитов малому бизнесу в России обогнали и корпоративное, и розничное кредитование. Если портфель корпоративных кредитов вырос за 2007 г. на 49%, а портфель кредитов физическим лицам — на 57%, то кредиты малому и среднему бизнесу в активах банков увеличились на 62%, достигнув 54,1 млрд долл. При этом кредиты непосредственно малому бизнесу (к нему отнесены предприятия с объемом выручки до 5 млн долл. в год) выросли почти вдвое — до 21 млрд долл.

Такие данные содержатся в исследовании под жизнеутверждающим названием «Кредитование малого и среднего бизнеса в России: время выбирать», представленном рейтинговым агентством «Эксперт РА» на состоявшейся недавно III Ежегодной профессиональной конференции «Финансирование малого и среднего бизнеса-2008».

Согласно исследованию первый, экстенсивный, этап развития сегодня закончен — федеральные банки нарастили филиальные сети и столкнулись с системным ограничением, требующим дальнейшего расширения географического покрытия и создания новых привлекательных кредитных продуктов. Действительно, уже в прошлом году отчасти из-за насыщения рынка кредитования, отчасти из-за негативных тенденций на мировых площадках темпы прироста филиальной сети существенно снизились.

 

«Знак Почета»

Наиболее приемлемым путем развития данного вида кредитования могли бы стать специализированные эксклюзивные продуктовые предложения, ориентированные на потребности малого бизнеса по срокам, целям и объемам. Между тем большинство опрошенных «ЭЖ» банкиров так и не смогли убедить нас в том, что именно их продукт для КМБ является уникальным продуктом и существенно отличается от предложений конкурентов. Более того, банки сегодня зачастую скатываются в 2 крайности, такие как:

·         вырождение кредита на развитие малого бизнеса в «квази-ипотечный» с полным залоговым обеспечением;

·         превращение КМБ в заурядный потребительский кредит, то есть быстрый, дорогостоящий и без всякого обеспечения.

В то же время именно объемы реального КМБ являются важнейшей качественной характеристикой современного банка. «Банкам следует понять, что кредитование малого бизнеса свидетельствует о более высоком кредитном качестве, нежели кредитование потребительское, причем первое качество выше второго примерно в 10 раз», — заявил на форуме вице-президент Ассоциации региональных банков Олег Иванов.

С данным утверждением сложно спорить. Тем более что сегодня всем хорошо известно о репутационных характеристиках российских банков, являющихся лидерами потребительского кредитования, с одной стороны, и признанных лидеров по кредитованию малого бизнеса — с другой.

Выгодный бизнес

Некоторые эксперты финансового рынка указывают на то, что для большинства российских банков сектор КМБ является если не бесперспективным, то, по меньшей мере, малодоходным и поэтому неинтересным. Иного мнения придерживается начальник управления маркетинга банка «УРАЛСИБ» Михаил Воронько.

Для банков, по его мнению, кредитование МБ выгодно по следующим причинам:

·         во-первых, этот сектор в настоящее время по своим экономическим показателям развивается достаточно высокими темпами, опережающими общий рост экономики РФ. Одновременно растет спрос на финансовые ресурсы — в 2006 г. портфель кредитования МБ составил 10 млрд долл., в 2007-м — уже 25 млрд долл. Более того, по прогнозам экспертов «УРАЛСИБа», в 2008 г. объем кредитного портфеля малому бизнесу увеличится на 74,5%, до 44 млрд долл.

·         во-вторых, при кредитовании малого бизнеса банк может сформировать устойчивый диверсифицированный портфель кредитов. Следует также учесть ограниченные возможности малого бизнеса по источникам привлечения финансовых ресурсов. Действительно, такие механизмы привлечения денег, как облигационные займы или первичное размещение для малых предприятий, просто невозможны по известным причинам.

Между тем данный сегмент рынка сегодня растет крайне неравномерно. По отраслевой структуре львиную долю в клиентском портфеле для малого бизнеса занимают предприятия торговли, обрабатывающей промышленности и строительства. Лидерами по объемам кредитования остаются Центральный и Приволжский федеральные округа.

К негативным моментам развития сегмента КМБ М. Воронько относит пока еще недостаточную развитость сектора, растущего в основном за счет индивидуальных предпринимателей, отсутствие возможностей по финансированию start-up и механизмов государственной поддержки малого предпринимательства.

Большинство аналитиков рынка также считают, что решение проблем КМБ во многом зависит от государственной политики. Лишь государство с его финансовыми ресурсами способно создать здравую систему рефинансирования кредитов МСБ, наладить информационное обеспечение банковской деятельности, то есть объяснить предпринимателям выгоды сотрудничества с банками.

По прогнозам агентства «Эксперт РА», при условии активной стратегии государства к 2010 г. портфель кредитов малому и среднему бизнесу может составить порядка 280 млрд долл., в противном случае — лишь 168 млрд долл.

Позволим себе усомниться в возможности реализации самого оптимистического сценария, памятуя о том, что наш государственный механизм не отличался ранее завидной скоростью в принятии решений относительно судьбы малого бизнеса, поэтому ждать, что государство в этот раз займет активную позицию по этой проблеме, представляется сегодня маловероятным.

 

В ближайших номерах газеты планируется провести очередное исследование рынка банковских услуг для малого бизнеса. Однако уже сегодня можно принять участие в соцопросе «ЭЖ» на тему «Банки и бизнес» на нашем сайте: http://www.eg-online.ru.

 

О НАЦИОНАЛЬНОЙ ГОРДОСТИ ВЕЛИКОРОССОВ

Доводы насчет того, что «дочки» иностранных банковских групп неохотно «идут в глубинку к малому бизнесу», представляются несостоятельными. Большинство «иностранцев» сегодня имеют не только разветвленную филиальную сеть, но и обширную линейку кредитных продуктов для малого бизнеса. Более того, ведущим банком в сфере кредитования малого и среднего бизнеса в России по праву можно считать КМБ-БАНК, входящий в банковскую группу «Интеза Санпаоло» (Италия). В рэнкинге банков по объему кредитов, выданных малому и среднему бизнесу в России в 2007 г., этот не самый крупный банк занимает 4-е место.