1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1178

Потенциал, не подкрепленный статусом

83 города в России имеют сегодня неофициальный статус региональных столиц, являясь административными центрами субъектов Федерации. 81 из них — муниципальные образования со статусом городского округа. Города федерального значения Москва и Санкт-Петербург — самостоятельные субъекты РФ.

В подавляющем большинстве (исключение см. в Справке) региональные столицы относятся к категории крупных городов, что выделяет их в особый формат муниципальных образований. К примеру, в Новосибирске, Челябинске, Нижнем Новгороде, Казани, Уфе, Самаре проживает более 1 млн человек. В отдельных региональных столицах проживает половина населения субъекта РФ: в Петропавловске-Камчатском — 55% жителей Камчатского края, Новосибирске — 53% всех жителей региона, Томске — 47, Калининграде — 45%. Всего по России в административных центрах субъектов проживает около трети населения страны.

В 83 региональных столицах и 20 других крупных городах формируется от 40 до 70% валового регионального продукта (ВРП) каждого субъекта Федерации. На их территории формируется значительная часть доходов региональных бюджетов: в Челябинске – 75%, Перми — 60, Екатеринбурге — 50%. На региональные столицы приходится от 40 до 80% инвестиций, поступающих в субъекты РФ. В расчете на душу населения в административных центрах субъектов Федерации производится в среднем на 32% больше, чем на остальной территории региона, стоимостных объемов платных услуг, розничной торговли и гражданского строительства. В Ярославле, например, 65%.

Резюмируя сведения официальной статистики и аналитических центров, можно утверждать, что если исключить статистические и расчетные данные региональных столиц из показателей субъектов Федерации, то экономический потенциал остальной территории республик, краев, областей и округов уменьшится наполовину.

Но при этом, по подсчетам Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования, каждая вторая столица имеет среднедушевую бюджетную обеспеченность ниже, чем в среднем по региону. В 50 из 83 городов бюджет дотационный.

В региональном законодательстве, за редким исключением, отсутствует закон о статусе административного центра. В отдельных случаях дополнительные субсидии выделялись федеральным бюджетом, как, например, забайкальскому поселку Агинское. Но это действительно исключительный случай, поскольку населенный пункт не имеет ни доминирующей моноструктуры, ни других градообразующих производств. Да и городом его назвать можно с большой натяжкой. Во всех остальных случаях дополнительные субвенции из федерального бюджета поступали главным образом благодаря «пробивным» способностям губернаторов, да и то при условии их добрых отношений с главными в регионах мэрами. Большей частью наблюдается перетягивание бюджетного одеяла, если не сказать, война между главой региона и местным столичным головой.

Не случайно, видно, в потоке рассматриваемых в Москве концепций социально-экономического развития субъектов РФ нет региональных столиц. Разработчики стратегических документов не видят главную составляющую региональной экономики. Так будет продолжаться до тех пор, пока в субъектах отсутствуют законы о статусе их административных центров — реальных претендентов на звание самодостаточных муниципальных территорий.

 

СПРАВКА

Города, превосходящие региональные столицы по численности населения:

Вологодская область — Череповец;

Кемеровская область — Новокузнецк;

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра — Когалым, Нягань, Нижневартовск, Нефтеюганск, Сургут;

Ямало-Ненецкий автономный круг — Надым, Новый Уренгой, Ноябрьск.