Положение хуже губернаторского

| статьи | печать

Прокуратура Саратовской области посчитала недействующими ряд положений регионального закона «Об областном бюджете на 2007 год». Саратовский областной суд поддержал заявление прокурора, но губернатор Павел Ипатов направил кассационную жалобу в вышестоящие инстанции. Верховный Суд РФ отказал главе региона в удовлетворении и оставил без изменения решение Саратовского областного суда.

 

Решением суда признаны незаконными ряд пунктов ст. 11 закона о бюджете и 26 приложений к нему. Они предусматривали распределение финансовой помощи местным бюджетам на приоритетные социально значимые расходы (ремонт дорог, ремонт и оснащение образовательных и медицинских учреждений, строительство объектов социальной сферы и др.) на сумму более 2,8 млрд руб.

Основанием к заявленным прокуратурой области требованиям послужило нарушение норм бюджетного законодательства, обозначающих порядок распределения указанных средств между муниципальными образованиями. В заявлении указывалось, что целевое назначение, условия и порядок предоставления и расходования этих средств должны были устанавливаться законами субъекта, а не Правительством области.

Главным при этом прокуратура посчитала то, что отбор муниципальных образований, которым предоставляются субсидии, и распределение данных субсидий между муниципальными образованиями осуществляются по единой методике, также утверждаемой законами субъектов РФ в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В Саратовской области это требование Закона нарушалось. Субсидии между муниципальными образованиями во многих случаях распределялись произвольно, с учетом политической расстановки сил. Методики, по которым должен осуществляться отбор муниципальных образований и распределение между ними субсидий, законами области не утверждались.

Порядок расходования субсидий и субвенций, предусмотренных оспоренной прокуратурой области статьей Закона о бюджете, устанавливался Правительством области. Бюджетный кодекс РФ допускает распределение в таком порядке не более 10% общего объема финансовой помощи местным бюджетам из бюджета субъекта РФ. Однако спорными положениями закона «Об областном бюджете на 2007 год» предусматривалось предоставление в форме субсидий и дотаций местным бюджетам около 45% общего объема финансовой помощи области.

На наличие указанных нарушений прокуратура указывала еще в начале минувшего года, а судебное разбирательство по заявлению прокурора, направленному в Саратовский областной суд, длилось со 2 октября 2007 г. Тем не менее местные законодатели не принимали никаких мер к приведению региональных актов в соответствие с федеральным законодательством. В результате незаконность планирования бюджетных расходов подтверждена вступившим в силу судебным решением. Оно создает прецедент, который позволит не допустить аналогичных нарушений бюджетного законодательства в текущем году.