1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1200

Приватизация жилья: ограничения скоро снимут

Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект, снимающий запрет приватизировать жилье, полученное гражданами по договорам социального найма после 1 марта 2005 года.

В настоящее время частью 1 ст. 4 Закона РФ от 04.07.91 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее — Закон № 1541-1) установлен запрет на приватизацию жилых помещений, предоставленных гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 г.

Такой запрет появился в январе 2005 г., когда Федеральным законом от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» вышеназванная норма была дополнена словами: «...не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 г.». Напомним, изначально Закон № 1541-1 содержал запрет только на приватизацию жилых помещений, находящихся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебных жилых помещений.

Конституционный Суд РФ в 2006 г. признал ограничительные нововведения законодателя неконституционными и не подлежащими применению (Постановление от 15.06.2006 № 6-П).

В Постановлении высшая конституционная инстанция отметила, что отмена законодателем права граждан на бесплатную приватизацию жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов противоречит вытекающим из Конституции РФ принципам справедливости, стабильности и гарантированности прав граждан, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, недопустимости издания законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (ст. 19 ч. 1 и 55 ч. 2 и 3 Конституции РФ).

Исходя из того, что экономической основой любого демократического правового государства являются частная собственность и рынок, федеральный законодатель в период перехода к рыночной экономике должен был определить правовые начала преобразования отношений собственности. В жилищной сфере такое преобразование реализовывалось за счет всемерного роста частного жилищного фонда, который согласно Закону РФ от 24.12.92 «Об основах федеральной жилищной политики» пополнялся путем: приватизации в установленном порядке занимаемых жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов; жилищного строительства, в том числе жилищного строительства товариществами индивидуальных застройщиков; участия в жилищных и жилищно-строительных кооперативах, кондоминиумах; купли-продажи жилья, в том числе через биржи, аукционы; приобретения в порядке наследования и по другим законным основаниям.

Поскольку уровень доходов не позволял большей части населения России обеспечивать себя собственностью в жилищной сфере самостоятельно, граждане реально могли воспользоваться, как правило, только одним способом приобретения жилья в частную собственность — путем бесплатной приватизации занимаемых ими жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов.

Законодатель изначально не включил нормы о приватизации жилых помещений в ЖК РСФСР. Свое намерение осуществлять регламентацию приватизационного механизма рыночных преобразований в России в специальных законодательных актах он подтвердил, закрепив в ст. 217 ГК РФ, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Право граждан на бесплатную приватизацию занимаемых ими жилых помещений, связанное с реализацией закрепленных Конституцией РФ права граждан на жилище, свободу передвижения и права собственности, относится к категории приобретаемых в силу закона социально-экономических прав, а потому федеральный законодатель, внося изменения в регулирование этого права, ограничивая или отменяя его, не может действовать произвольно и допускать отступления от конституционного принципа равенства.

Установив в ст. 4 Закона запрет на бесплатную передачу в собственность граждан жилых помещений, предоставленных им после 1 марта 2005 г. по договорам социального найма, законодатель фактически поставил таких граждан в неравное положение с гражданами, получившими жилье до указанной даты и, следовательно, сохранившими право на приватизацию в пределах общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда.

Таким образом, Конституционный Суд РФ, признав положения части 1 ст. 4 Закона №1541-1, ограничивающие приватизацию, неконституционными, обязал законодателя внести соответствующие изменения в названный закон. Правительством РФ был подготовлен законопроект, который и был принят 16 апреля 2008 г. Госдумой в первом чтении.