1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Вниманию бюджетников

На сайте Минфина России опубликовано Письмо, представляющее собой разъяснения о порядке налогообложения прибыли бюджетных учреждений, получаемой от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (Письмо от 29.04.2008 № 01-СШ/30).

 

Хотя Письмо содержит разъяснения, разделенные на 3 группы, фактически можно говорить о попытке финансового ведомства разрешить одну проблему — выявившегося противоречия между нормами налогового и бюджетного законодательства в части налогообложения прибыли бюджетных учреждений.

Вначале несколько слов об истории вопроса. До 2004 г. бюджетные учреждения учитывали прибыль, получаемую от предпринимательской деятельности, в составе внебюджетных доходов, при определении направлений расходования которых руководителям учреждений предоставлялась определенная свобода действий. Нередко средства, полученные за счет таких источников, использовались и для возмещения расходов, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета (в случае задержек с бюджетным финансированием или в связи необходимостью осуществления расходов в размерах, превышающих текущее финансирование, — например, выплаты отпускных или оплаты ремонта основных средств в летний период).

С 2004 г. был установлен новый порядок, в соответствии с которым получаемые средства должны полностью зачисляться в органы Федерального казначейства, учитываться в составе доходов бюджета и включаться в общую (бюджетную) смету доходов и расходов. При этом вопрос обложения налогом на прибыль был упущен. Хотя ст. 321.1 гл. 25 НК РФ обязанности по уплате учреждениями налога в подобных случаях определяет весьма однозначно. В развитие требований Федерального закона о федеральном бюджете на 2004 г. был издан Приказ Минфина РФ от 30.06.2004 № 57н, в котором вопросы зачисления средств, полученных учреждениями от сдачи имущества в аренду, были детализированы и уточнены. Но и здесь проблема налогообложения не была поднята. Фактически Приказом Минфина РФ № 57н был установлен порядок, в соответствии с которым все полученные средства до уплаты налогов должны зачисляться на счета ФК. В результате сложилась противоречивая ситуация: учреждения не могут уплачивать налог потому, что вся сумма зачислена в доход бюджета, а органы ФК — потому, что у них отсутствуют данные для расчета налоговой базы.

Естественно, что налоговые органы оказались начеку и в полном соответствии с требованиями налогового законодательства стали предъявлять к учреждениям требования по уплате не только налога (недоимки), но и штрафных санкций.

В комментируемом Письме Минфин РФ обосновывает неправомерность применения финансовых санкций к бюджетным учреждениям, основываясь на том, что их обязанности в описанной ситуации законодательством четко не были определены. Проще говоря, Минфином РФ признается факт законодательной коллизии и собственной бездеятельности (на протяжении 4 лет) по ее устранению.

В п. 3 Письма органам ФК разрешается принимать к исполнению платежные поручения учреждений по уплате налога. При этом указывается на то, что Письмо должно быть доведено до территориальных органов ФК. Откуда о позиции Минфина РФ должны узнать финансовые службы учреждений, остается непонятным.

Кроме того, в Письме Минфина РФ ничего не говорится о погашении недоимки. Видимо, предполагается, что она должна быть погашена автоматически. При этом упускается из виду очевидный факт — учреждения могут осуществлять расходы только в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Любые расходы, произведенные сверх этой сметы, являются нарушением бюджетного законодательства и соответственно влекут за собой меры, предусмотренные нормами административного, дисциплинарного, а при соответствующих условиях — и уголовного права.

То есть учреждения снова поставлены в безвыходное положение: если уплатишь налог — нарушишь бюджетное законодательство, не уплатишь — нарушишь налоговое.

Логичным было бы ожидать от Минфина РФ издания приказа, имеющего статус нормативного документа, в котором были бы определены источники и порядок погашения недоимки по налогу и порядок его уплаты в будущем. Кроме того, нелишним было бы указание (также оформленное нормативным порядком) налоговым органам о неприменении к учреждениям финансовых санкций в подобных ситуациях.

Однако Минфин РФ остался верен себе — ограничился ничем и никого не обязывающим Письмом и, по сути, оставил учреждения один на один в противостоянии как с налоговыми органами, так и с арбитражными судами.