Ликвидировать или реорганизовать?

| статьи | печать

Что проще: оформить ликвидацию предприятия или его присоединение? В каком из этих случаев будет отсутствовать камеральная проверка?

 

Ответить однозначно, что для вас лучше — оформить ликвидацию или присоединение предприятия, сложно, так как не известны цели, которых вы при этом хотели бы достичь. Исходя из этого рассмотрим и тот и другой вариант и последствия их применения, а вы для себя определите, какой из них наиболее подходящий.

Начнем с ликвидации. Ликвидация организации происходит в порядке, определенном нормами гражданского законодательства. В результате ликвидации юридическое лицо перестанет существовать как субъект права.

С момента внесения записи в ЕГРЮЛ об исключении из него вашего юридического лица прекратится его правоспособность (п. 3 ст. 49 ГК РФ). При этом перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам не происходит (п. 1 ст. 61 ГК РФ).

Порядок проведения государственной регистрации ликвидации юридического лица определен гл. VII Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ).

Государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется налоговой инспекцией по месту нахождения ликвидируемого юридического лица (п. 1 ст. 22 Закона № 129-ФЗ).

Необходимо в течение 3 дней с момента принятия предприятием решения о ликвидации уведомить вашу налоговую инспекцию в письменной форме (форма Уведомления № Р15001, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439; далее — Постановление № 439) с приложением решения о ликвидации юридического лица.

Налоговая инспекция вносит запись в ЕГРЮЛ о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момен-та внести изменения в учредительные документы нельзя.

Кроме того, необходимо уведомить налоговую инспекцию о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора (форма Уведомления № Р15002, утвержденная Постановлением № 439), а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса (форма Уведомления № Р15003, утвержденная Постановлением № 439).

После завершения процесса ликвидации в налоговую инспекцию необходимо представить также пакет документов, перечень которых определен ст. 21 Закона № 129-ФЗ (п. 3 ст. 22 Закона № 129-ФЗ):

  • подписанное заявителем заявление о государственной регистрации. Форма заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (Форма № Р16001) также утверждена Постановлением № 439;
  • ликвидационный баланс;
  • документ об уплате государственной пошлины (размер составляет 400 руб. — подп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ);
  • документ, подтверждающий представление в территориальный орган ПФР сведений в соответствии с подп. 1—8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет налоговую инспекцию о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через 2 месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица (п. 6 ст. 22 Закона № 129-ФЗ).

Второй момент — это вопросы налоговых обязательств.

Порядок исполнения обязанности по уплате налогов при ликвидации организации определен ст. 49 НК РФ.

Уплачивает налоги ликвидируемой организации ликвидационная комиссия за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.

Пункт 2 ст. 49 НК РФ предусматривает при недостаточности средств ликвидируемой организации возложение на ее учредителей (участников) в пределах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации или учредительными документами, обязанности погасить оставшуюся задолженность по уплате налогов и сборов.

Это возможно в том случае, когда в соответствии с гражданским законодательством учредители (участники) ликвидируемого юридического лица несут субсидиарную ответственность по его долгам (п. 15 Постановления Пленума ВС РФ № 41, Пленума ВАС РФ от 11.06.99 № 9).

Задолженность перед бюджетом погашается в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ (п. 3 ст. 49 НК РФ).

Также возможен зачет излишне взысканных налогов в счет погашения недоимки по иным налогам в порядке, определенном п. 4 ст. 49 НК РФ.

Что касается реорганизации путем присоединения, то ее порядок определен ст. 57—60 ГК РФ, а также ст. 14—17 Закона № 129-ФЗ.

Речь идет о включении одного юридического лица в состав другого.

И согласно передаточному акту, который утверждается учредителями (участниками) присоединяемого юридического лица, к правопреемнику переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица (п. 2 ст. 59 ГК РФ).

Форма передаточного акта составляется организацией самостоятельно.

К тому же присоединяемая организация должна провести инвентаризацию имущества и обязательств (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Необходимо также письменно уведомить о проводимой реорганизации кредиторов реорганизуемого юридического лица (п. 1 ст. 60 ГК РФ).

Процедура регистрации изменений, вносимых в ЕГРЮЛ, имеет, как и в случае с ликвидацией, уведомительный характер и определена, как было отмечено выше, положениями Закона № 129-ФЗ.

Реорганизация юридического лица в форме присоединения считается завершенной с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц (п. 5 ст. 16 Закона № 129-ФЗ).

Что касается налоговых обязательств, то в случае присоединения правопреемником в этой части будет присоединившее лицо (п. 5 ст. 50 НК РФ). Исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на него независимо от того, были ли известны ему до завершения реорганизации факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей (п. 2 ст. 50 НК РФ).

Помимо этого, на присоединившее юридическое лицо возлагается обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на реорганизованное юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации (п. 2 ст. 50 НК РФ).

Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником этого юридического лица (п. 3 ст. 50 НК РФ).

Что касается налоговых проверок, то, вероятнее всего, в вопросе речь шла о выездных, а не о камеральных проверках.

Пунктом 11 ст. 89 НК РФ установлено, что выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Таким образом, выездная проверка возможна как при проведении ликвидации юридического лица, так и в случае его реорганизации.