1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Премьерские нефтяные и морские заботы

Полная реализация проекта «Север» позволит перевести экспорт нефтепродуктов из портов Прибалтики в российские, заявил недавно на запуске первой очереди проекта в Приморске (Ленинградская область) Председатель Правительства РФ Владимир Путин.

 

После полной реализации проекта «Север» страны Балтии могут существенно потерять в своих бюджетных поступлениях. Напомним, что 29 июля 2006 г. на 57-м км трубопровода «Дружба» произошла авария с утечкой 20 т нефти. После этого ЧП ее поставки в Литву из России «сухим» путем прекратились и до сих пор не восстановлены — сырье доставляется танкерами, что повышает его стоимость. Литва в ответ блокирует переговоры о подписании нового договора о сотрудничестве России и ЕС, увязывая решение вопроса с возобновлением поставок сырой нефти на единственный в странах Балтии Мажейкяйский перерабатывающий завод.

 

Зачем отдавать деньги, если можем сами?

Но тут свое веское слово говорят наши национальные интересы. Более того, как подчеркнул премьер, новые проекты подталкивают нефтеперерабатывающие заводы страны к модернизации производств и выходу на рынок нефтепродуктов глубокой переработки. Предполагается, что их поставка в порт будет осуществляться с Нижегородского, Рязанского, Ярославского, Пермского, Киришского (Ленобласть) заводов.

Пропускная способность первой очереди комплекса составляет ежегодно 8,4 млн т нефтепродуктов, строительство второй с доведением перекачки до 17 млн т в год возможно осуществить за 10 месяцев, проектная мощность терминала — 24 млн т.

За последние 3 года компания «Транснефтепродукт» провела трубопровод по 9 субъектам Федерации, обеспечив работой более 2 тыс. человек в регионах. Стоимость проекта составила 30,9 млрд руб., из них 7,6 млрд было вложено в создание перегрузочных мощностей в порту Приморск, в котором ныне находится под загрузкой огромный танкер российского производства «Транссибирский мост» (Transsib Bridge), восьмой по счету из серии, построенный на ФГУП «Адмиралтейские верфи» по заказу ОАО «Совкомфлот» и сданный в эксплуатацию 29 апреля этого года.

 

Усть-Луга с перспективой

Но на северном берегу Финского залива морской «круиз» В. Путина не закончился. После Приморска вся делегация направилась на его южный берег — в Усть-Лугу. «Мы планируем, что объем перевалки нефтепродуктов здесь через несколько лет составит около 130 млн т», — поделился планами премьер.

Таким образом, если все намеченные планы реализуются, здесь будет построен самый большой перевалочный комплекс в стране. По словам В. Путина, «в Правительстве подготовлен план участия профильных ведомств и Министерства природных ресурсов в решении проблем по геологоразведке. Это дает основание считать, что проблем с загрузкой БТС-2 (Балтийской трубопроводной системы) не будет».

Поясним, что проект имеет 2 возможных маршрута: первый с конечной точкой в Приморске, а второй — в порту Усть-Луга. Компания «Транснефть» склоняется к тому, что строить новую трубу до второго из них будет дешевле, чем гнать ее на север.

Кстати сказать, в Усть-Луге глава Кабинета министров предложил зарубежным партнерам принять участие в проекте строительства терминалов на Балтике по перевалке светлых нефтепродуктов.

 

К СВЕДЕНИЮ

Работы в Приморске и Усть-Луге ведутся в рамках Федеральной программы по развитию транспортной инфраструктуры России. Через первый из портов идет на экспорт нефть и светлые нефтепродукты, Усть-Луга будет переваливать более 20 категорий грузов, в том числе лес, уголь, продукцию нефтехимических предприятий, контейнеры.

Общий объем финансирования проекта составляет 13,9 трлн руб. Треть затрат взял на себя федеральный бюджет, остальное — частные инвестиции.

После выхода обоих портов на расчетную мощность объем обработки грузов в Ленинградской области достигнет 450 млн т, что сопоставимо с грузооборотом всех морпортов России в 2007 г.