Форвардные обещания

| статьи | печать

В своем недавнем программном выступлении в Госдуме Владимир Путин подробно описал основные проблемы, стоящие сегодня перед финансовым рынком страны. Более того, он продемонстрировал завидную осведомленность относительно специфической терминологии фондового рынка. Вопрос в том, что мешало решать проблемы отрасли раньше? А также почему важнейшие нормативы, регулирующие деятельность на российском фондовом рынке, до сих пор не приняты?

 

Неожиданная осведомленность

Владимир Путин говорил о необходимости создания в России мирового финансового центра. Для этого, по его мнению, требуется сформировать, с одной стороны, благоприятный для инвестирования налоговый режим, а с другой — по-настоящему массовый класс инвесторов. Эти задачи можно решить, упорядочив систему госрегулирования финансового рынка. «В настоящее время одни и те же операции различных участников финансового рынка регулируются по-разному, что создает неравные конкурентные условия», — посетовал В. Путин.

Однако более всего новоизбранный премьер удивил всех высокой степенью знания специфической терминологии фондового рынка. Речь идет о той части его выступления, в которой говорилось о необходимости формирования норм права, регулирующих сделки с производными финансовыми инструментами (деривативами).

«Знаете, что такое фьючерсы, опционы, форварды, кредитные ноты? Как это ни странно, до сих пор участники этого рынка вынуждены пользоваться международными нормами, в том числе нормами английского права». Именно эту часть выступления премьера на протяжении нескольких недель не без удовольствия смаковали многие российские СМИ. Общий вектор подобных публикаций — «фьючерсы и форварды» упомянуты не случайно, а потому, что в Правительстве всерьез заинтересованы в наведении порядка на рынке деривативов.

 

Ложка после обеда

Почему же при столь высокой осведомленности лидера страны в вопросах фондового рынка в течение 8 лет так и не принят ни один новый федеральный закон, регулирующий деятельность отрасли? Взять хотя бы норматив «О производных ценных бумагах», в отсутствие которого отечественные брокеры до сих пор в своей работе, говоря иначе словами В. Путина, «вынуждены пользоваться иностранными нормами права». Не решены проблемы налогообложения срочных сделок, которые сдерживают дальнейшее развитие этого самого перспективного сегмента нашего рынка.

Ведь успешные проекты по производным бумагам, такие, например, как фьючерс на индекс РТС, объемы торгов по которому превышают 50 млрд руб. в день, работают скорее вопреки, нежели благодаря существующей нормативной базе. Между тем именно деривативы на сегодняшний день могут рассматриваться инвесторами как инструменты хеджирования в период значительной волатильности на финансовом рынке.

Кстати, совокупный объем торгов на FORTS (основной площадке по торговле фьючерсами и опционами в России) в тяжелом для фондового рынка 2007 г. вырос в 3 раза по сравнению с 2006 г. и составил 297 млрд долл. А основные инструменты этого сектора рынка в текущем году обновляют исторические максимумы по дневным объемам торгов чуть ли не еженедельно.

Нельзя сказать, что законотворчество в сфере фондового рынка пребывает сегодня в «замороженном» состоянии. Так, в настоящее время готовится ко второму чтению в Госдуме законопроект «О биржевой деятельности и организованных торгах», а также депутатами разработан и направлен в Правительство законопроект, предусматривающий восстановление налоговых льгот для долгосрочного инвестирования в российские ценные бумаги. Проблема в том, что нормативная база сильно отстает от насущных потребностей быстрорастущего и постоянно изменяющегося фондового рынка. Говоря иначе: «Дорога ложка к обеду!»

 

Чиновники на фондовом рынке

Но самый главный, по мнению большинства участников российского рынка ценных бумаг, отраслевой «многострадальник» сегодня — это пресловутый законопроект «Об инсайдерской информации». Даже с учетов мнения многих авторитетных парламентариев насчет того, что, дескать, хороший законопроект не может быть принят в одночасье и нуждается в длительной процедуре уточнения и согласования, сроки таких процедур применительно к антиинсайдерскому закону действительно впечатляют. Впервые законопроект со сложным названием «О предотвращении нарушений на российском финансовом рынке в целях защиты прав и интересов инвесторов» начал обсуждаться парламентариями еще 11 лет назад, и с этого времени темные истории с использованием конфиденциальной информации на рынке акций только множатся.

Ни для кого не секрет, что инсайд сегодня — это главный и зачастую единственный вид заработка многих высокопоставленных чиновников на рынке ценных бумаг. «Черные списки» «слуг народа», играющих на конфиденциальной информации, с завидной периодичностью появляются в прессе. Однако взять чиновника с поличным, а уж тем более изолировать его от общества на длительный тюремный срок, как это бывает в цивилизованных странах, в России в настоящее время не представляется возможным.

Пока же главными подарками нового премьера участникам отечественного фондового рынка можно считать информацию о предстоящем снижении налога на добычу полезных ископаемых, на фоне которой существенно окрепла отечественная нефтянка, и отставку министра связи Леонида Реймана. На информации о том, что Леонид Рейман не войдет в новый Кабинет министров, акции телекоммуникационных компаний выросли как на дрожжах и продолжали рост в течение нескольких торговых сессий, намного переиграв среднерыночные показатели.