1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Губернаторы ответят за федеральные деньги

Дать стимулы властям российских регионов и органам местного самоуправления по наращиванию доходной части их бюджетов и одновременно излечить их от застарелого недуга иждивенчества призван разрабатываемый сейчас в недрах федеральных министерств новый механизм финансовой ответственности регионов за использование субсидий из центра.

На прошедшем в Москве совместном семинаре Евросоюза и России «Стратегические и управленческие аспекты региональной политики» министр регионального развития РФ Дмитрий Козак заявил: «Если в каком-то регионе окажется, что использование федеральных субсидий приносит в 2 раза меньше экономической выгоды, то на следующий период этот регион лишается финансовой помощи из федерального бюджета».

Деньги субъекты Федерации станут получать исходя из реальных потребностей, а не благодаря своим лоббистским ресурсам. Цель новых принципов распределения федеральной финансовой помощи субъектам РФ – предоставить регионам и муниципалитетам реальные стимулы к эффективной работе по наращиванию доходной части своих бюджетов и обеспечить сбалансированное развитие российских территорий. Чтобы ни у кого не было иждивенческого настроя. У каждой территории есть своя ниша в экономике, свои финансовые возможности, подчеркнул министр.

Распределение финансовой помощи регионам планируется осуществлять на прозрачной основе, понятной всем гражданам. Поощрять будут тех, кто обеспечивает наивысшие темпы социально-экономического развития территории, снижает свою финансовую зависимость от федерального бюджета. В противном случае не исключены политические выводы в отношении руководителей регионов, отметил Д. Козак.

Совершенствование межбюджетных отношений предусматривает изменения в налоговой сфере, направленные на повышение финансовой обеспеченности региональных и муниципальных бюджетов. Намечается упразднить необоснованные налоговые льготы по имущественному и земельному налогам. Изменится также налогообложение вертикально интегрированных компаний, чтобы региональные и местные бюджеты стали максимально независимыми от «благотворительности» и «спонсорства» крупного капитала. А обновленный налог на недвижимость позволит основную часть доходов зачислять в бюджеты муниципальных образований.

Нововведения позволят избавиться от иллюзий о том, что в стране останутся территории, которые будут вечными иждивенцами, «черной дырой» российской экономики, считает заместитель министра регионального развития РФ Дмитрий Аратский. По его словам, государство уже оказывает поддержку регионам в их стремлении развивать свою приоритетную специализацию, предоставляя им тарифные, финансово-кредитные преференции, помогая в создании особых экономических зон – научно-внедренческих, промышленно-производственных, туристско-рекреационных, портовых.

В результате обозначились территории опережающего экономического роста. В центральной части России, к примеру, формируется столичная агломерация с новым ареалом расселения трудовых ресурсов в местах комплексной малоэтажной комфортной застройки, имеющих высокую степень транспортной доступности и высокий уровень качества инфраструктуры для ведения бизнеса.

На Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке наравне с развитием территорий добычи полезных ископаемых и с мощным промышленным потенциалом будут создаваться центры инновационных разработок и прикладных исследований в сфере высоких технологий, а также туристско-рекреационные зоны у Байкала и на Алтае. Создается реально благоприятная среда для привлечения внебюджетного капитала и реализации инвестиционных проектов.

У бизнес-сообщества появляется ясное представление о том, в каком направлении будет развиваться конкретная территория, где государство будет прокладывать транспортно-энергетические и другие сети, где появятся крупные объекты здравоохранения и образования.

У региональных и местных властей повышается ответственность за принятие решений по созданию в каждом субъекте Федерации зон с опережающей экономикой. А кто не справится с новыми задачами, скорее всего вынужден будет расстаться с высокой должностью. Во всяком случае, такую возможность не исключает глава федерального ведомства, которое наряду с взаимодействием с региональными властями будет осуществлять контроль за эффективностью их деятельности.