1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

...Дело рук утопающих

Спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Эта поговорка как нельзя кстати подходит к сегодняшней ситуации на кадровом рынке России. Компании, не удовлетворенные ни количеством, ни качеством своих потенциальных сотрудников, стараются повлиять на сферу образования всеми доступными им методами.

ИТ-индустрия так же, как и все другие отрасли, обеспокоена острой нехваткой кадров. Поэтому, применяя свой опыт, знания и умения, ИТ-компании взаимодействуют с высшим, средним профессиональным образованием и бизнес-школами на самых разных уровнях по всевозможным направлениям. Причем происходит это как по инициативе государства, так и по их собственной.

За последний год в рамках такого сотрудничества были разработаны профессиональные стандарты в области информационных технологий. Они содержат информацию, необходимую для создания качественных образовательных стандартов для всех уровней подготовки ИТ-специалистов.

Проект осуществлялся при организационной поддержке Мининформсвязи РФ, Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ) и при финансовой поддержке таких крупных ИТ-компаний, как «АйТи», IBM, «Прогноз», и других. По словам Павла Гудкова, заместителя директора фирмы «1С» и координатора комитета по образованию АП КИТ, профессиональные стандарты в области ИТ уже находят практическое применение при создании проектов федеральных государственных образовательных стандартов «Прикладная информатика», «Программная инженерия» и т.д.

Кроме того, многие из ИТ-компаний имеют как собственные внутрикорпоративные системы обучения, так и учебные центры для представителей других отраслей, тесно сотрудничают с вузами и ссузами. ИТ-специалисты практикуют преподавание в учебных заведениях, а студенты проходят практику на предприятиях ИТ-индустрии.

 

Государственный заказ

Важный вопрос, связанный с повышением качества образования, — развитие материальной и учебно-методической базы учебных заведений. Отечественные ИТ-компании с успехом решают и такие задачи. К примеру, Рособразование на конкурсной основе выбирает до 7 июля ИТ-подрядчиков для создания электронных образовательных ресурсов начального и специального профессионального образования. В приоритете специальности технолога продукции общественного питания и автомеханика, слесаря по контрольно-измерительным приборам и автоматике и аппаратчика-оператора нефтехимического производства, наладчика аппаратно-программного обеспечения ПК и лаборанта по физико-механическим испытаниям и др.

Реализуются проекты и на уровне высшего образования. Так, создан единый каталог учебно-методических материалов для 15 российских гуманитарных вузов. Проект выполнен ИТ-компанией IBS в рамках Федеральной целевой программы развития образования в РФ на 2006—2010 гг.

Созданный каталог позволит улучшить взаимодействие между Казанским государственным университетом, Московской государственной юридической академией, Пятигорским государственным лингвистическим университетом и другими российскими гуманитарными вузами. Ведь это не просто обмен учебно-методическими материалами и образовательными ресурсами, но также и обмен опытом и знаниями между образовательными учреждениями страны.

По словам Василия Заслыш- кина, начальника отдела развития информационных технологий в образовании компании IBS, технология обмена наработками с использованием современных технологий объединяет усилия вузов гуманитарного профиля и позволит повысить качество и конкурентоспособность российского образования.

 

Все условия для учения

Главным звеном в цепи подготовки новых кадров является сам обучаемый, а вернее, его желание учиться. Без этого никакой преподаватель и никакой институт не смогут взрастить компетентного специалиста, а проблема кадрового голода так и останется нерешенной.

Для поддержания желания у молодых людей учиться ИТ-бизнес-сообщество принимает всевозможные меры: предоставляет выгодные условия для студенческой практики, поддерживает профессорско-преподавательский состав специалистами со своих предприятий, организует учебные центры повышения квалификации, создает стипендиальные фонды и прочее.

Студенческие соревнования являются одним из эффективных способов расширения взаимодействия между бизнесом, образовательными учреждениями и студенческим сообществом. Такие мероприятия не только стимулируют стремления учащихся к получению знаний и повышают их уровень, но и популяризируют образовательные направления, по которым проводятся олимпиады.

Так, в Государственном Кремлевском дворце состоялось награждение победителей XXII Международной олимпиады по объектно-ориентированному программированию учетно-аналитических задач.

Это мероприятие проводится государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования Финансовой академией при Правительстве Российской Федерации при поддержке фирмы «1С». В организации региональных туров приняли участие 55 партнеров компании. Победителей наградили призами, а также сертификатами, свидетельствующими об их знаниях.

По словам участника олимпиады, пятикурсника Кубанского государственного аграрного университета Станислава Новикова, его столь позднее участие в этом мероприятии обусловлено только тем, что ранее получить необходимые для участия знания у него не было возможности. Лишь самостоятельно подготовившись, он занял 3-е место.

 

Взаимовыгодное сотрудничество

Надо признать, что приток молодых преподавателей в вузы и ссузы очень невелик. Самыми же ценными педагогами могут быть бывшие студенты и нынешние специалисты ИТ-компаний. Они обладают достаточными знаниями по своей специальности и умеют применять их на практике. При всем нежелании работодателей отвлекать своих сотрудников от их основных обязанностей приходит понимание того, что помимо вклада в будущее можно и сегодня получать пользу от сотрудничества с системой образования.

Так, бизнес-школа МИРБИС, подписав соглашение с компанией Microsoft, включила в свой учебный план лекционно-практические занятия по информационной системе Microsoft Dynamics.

Обучающее учреждение приобрело программное и аппаратное обеспечение, опытных преподавателей, а ИТ-компания получила поддержку своего продукта на российском рынке. И таких примеров множество.

Грани сотрудничества ИТ-индустрии с учреждениями сферы образования еще не все опробованы и применяются. Но имеющиеся результаты внушают надежду, что проблема дефицита и качества подготовки может быть успешна решена. Роль ИТ-индустрии в этом процессе можно считать ключевой.

Содействуя развитию и совершенствованию системы образования в части подготовки ИТ-специалистов, она не только пытается решать кадровые задачи отрасли, но и создает основу инновационной экономики, основу будущего страны.

 

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

МАРИЯ ПРАВДИНА, ФИРМА «1С»:

 

— Проблема дефицита новых кадров и недостаточного уровня их подготовки является ключевой не только для российской ИТ-индустрии, но и для экономики страны в целом. От того, удастся ли преодолеть кадровый дисбаланс, зависит, насколько информационные технологии смогут помочь в решении стратегической государственной задачи — повышении уровня производительности труда и конкурентоспособности национальной экономики.

Как заявил в апреле 2008 года министр образования и науки А.А. Фурсенко, количество бюджетных мест в вузах по направлениям подготовки в области информационных технологий увеличится в этом году по сравнению с 2005 годом в 3 раза. Отчасти этот шаг поможет решить проблему количества новых специалистов, которых сможет готовить система образования и для ИТ-индустрии, и для экономики страны в целом.

Развивается сотрудничество ИТ-бизнеса с учреждениями среднего профессионального образования, широко обсуждаются вопросы поддержки и повышения квалификации преподавателей по ИТ-дисциплинам, привлечения молодых преподавательских кадров, в том числе в рамках федеральных целевых программ. Так, на конференции «Преподавание ИТ в России» в мае в Нижнем Новгороде АП КИТ предложила рублем стимулировать руководителей и сотрудников ИТ-компаний к преподаванию, в частности путем снижения ЕСН на зарплату «отвлекаемых» специалистов. Можно ожидать более интенсивного притока практикующих специалистов в вузы и колледжи и, как следствие, получения выпускниками реально востребованных бизнесом знаний и навыков.

Все более тесным становится взаимодействие ИТ-бизнеса и системы образования при организации дипломного проектирования, производственной и преддипломной практики студентов на реальных предприятиях, с использованием современных программных средств.

Участие ИТ-бизнеса в развитии материальной и учебно-методической базы учебных заведений уже дает отдачу инвестициям, которые вкладываются в рамках государственной приоритетной программы «Образование».

Новой инициативой «1С» в этом направлении стал объявленный в 2008 году конкурс дипломных проектов, выполненных с использованием «1С:Предприятие». При этом в номинации «Лучший дипломный проект» награды вручаются как студенту-дипломнику, так и руководителю дипломного проекта.

Использование на предприятиях всех отраслей современных информационных технологий ведет к повышению производительности труда. ИТ-компании своей деятельностью активно этому содействуют.