Рубль крепчает. Кого «загибает»?

| статьи | печать

Четыре процента роста промышленного производства в прошлом году – результат, конечно, скромный на фоне успехов предыдущих лет. Еще в 2004 г. этот показатель составил, уже и не верится, 8,3%. Между тем более чем двукратное падение темпов роста произошло в условиях серьезного расширения внутренних рынков. Казалось бы, это отличный шанс развернуться для отечественной промышленности. Однако не вышло. Почему?

Одной из главных причин называется укрепление реального эффективного курса рубля (на 7,9%). Действительно, оно подрывает конкурентоспособность российских товаропроизводителей на собственной «территории», расширяя дорогу импорту. Доля последнего в прошлом году, напомним, выросла на рекордные 29,8%. То есть немалая часть той значительной прибавки в кошельках россиян пошла на развитие не своих, а зарубежных товаропроизводителей. Не случайно задача сдерживания укрепления рубля – среди первейших головоломок для правительства и ЦБ.

Но это картина общая. А как укрепление рубля сказывается на конкретных производствах, работающих на внутренний рынок? Не все же они одинаково беззащитны в поединке с импортом?

Да, не все и не одинаково. О чем говорят представленные здесь данные Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования.

Специалисты, в частности, отмечают два сегмента в обрабатывающих отраслях, слабо реагирующих на укрепление рубля. В первую группу входят производства, которые или успели модернизироваться, или выпускают продукцию на базе импортного сырья, материалов и комплектующих. Вторая ориентирована на спрос со стороны государства или выпускает так называемые неторгуемые товары. К примеру, это железнодорожное машиностроение, рост в котором в 2005 г. оценивается в 19%.

Помимо него среди лидеров обрабатывающих производств – выпуск пищевых продуктов (рост на 4,4%), электрического и электронного оборудования (увеличение почти на 25%) и производство готовых металлических изделий (на 22,5%).

Имена же аутсайдеров многие могут назвать и сами. Это легковой автопром, где производство в прошлом году упало на 3,8%, в то время как импорт авто в Россию увеличился почти в полтора раза. В печальном положении находятся швейное, кожевенное и обувное производства, что отнюдь не удивительно, учитывая, каким потоком в страну поступает тот же китайский и турецкий ширпотреб.

Ожидать, что в нынешнем году ситуация на внутренних рынках поменяется к лучшему, не стоит. Возможности у властей серьезно сдержать укрепление рубля крайне ограничены. Реальные же располагаемые доходы населения, по прогнозам ЦМАКП, вновь существенно вырастут – на 9,2–9,4%. И значит, конкуренция с импортом не ослабнет. Тем не менее специалисты предсказывают пусть и незначительный, но рост отечественного производства на 4,2–4,5%. Чему, учитывая тенденции последних лет, стоит порадоваться.

И последнее. Уже в скором времени МЭРТ обещает осчастливить нас вступлением в ВТО. Думается, нынешнюю ситуацию в промышленности вполне можно соотносить с последствиями такого шага. Конкретные параметры вхождения в организацию мировой торговли чиновники придерживают в секрете, мол, «пусть это будет для вас сюрпризом». Хочется пожелать, чтобы ни для кого это сюрпризом не стало. Тем более последним.