Долги наши тяжкие

| статьи | печать

В борьбе с инфляцией все средства хороши. Можно, допустим, по примеру Норвегии раздуть Стабфонд до 80% ВВП. Согласно готовящемуся в правительстве трехлетнему финплану его объем к 2008 году возрастет до 3775 млрд руб., а можно под соусом инвестиционной активности скупать активы нефтегазодобывающих компаний и привлекать зарубежные кредиты для государственных предприятий.

В прошлом году именно таким образом отток капитала из России наконец сменился его притоком. Показатель, имеющий скорее политическое, нежели экономическое значение, поскольку львиная доля иностранных займов как раз пришлась на «Газпром», «Роснефть», ВТБ и другие госкомпании. Доля государства в приросте иностранных активов России заметно выросла: если в 2004 году на органы государственного управления и денежно-кредитного регулирования приходилось около 57% отрицательного сальдо финансовых операций на внешнем рынке, то в 2005 году, по оценке экспертов, – около 96%.

Наконец можно предоставить все поле деятельности иностранным инвесторам, а самим выступить в роли насоса, откачивающего денежную массу из страны. Стерилизация, правда, выглядит довольно странной.

С одной стороны, поступающие «лишние» нефтедоллары Россия стремится истратить исключительно вне своих границ, например выплачивая долги. В 2005 году наша страна сократила свои долговые обязательства на 32 млрд дол. В этом году мы окончательно рассчитаемся с Парижским клубом, которому намерены досрочно выплатить порядка 12 млрд дол. Вся сумма советского долга Парижскому клубу, по данным Минфина, на начало года составляла 21 млрд. Оставшаяся часть привязана к ценным бумагам, поэтому погасить ее досрочно не удастся. Долг планируется полностью выплатить к 2008 году, сэкономив при этом порядка 10%.

Но уже частичных выплат (плюс намерение простить 688 млн дол. долга беднейшим странам), полагают в правительстве, будет вполне достаточно, чтобы повысить свой рейтинг в глазах западных финансистов. Совместное коммюнике министров стран «большой восьмерки», в котором они констатировали улучшение налогово-бюджетной ситуации в России, а также заявление президента ВБ Пола Вулфовица доказывают, что подобные ожидания отнюдь не напрасны.

Кроме того, в ближайшее время Минфин намерен передать управление Стабфондом в ЦБ РФ, который, как планируется, будет инвестировать его средства в ценные бумаги правительств Австрии, Бельгии, Финляндии, Германии, Греции, Ирландии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Испании, Великобритании и США. Если этого не сделать, то, по расчетам специалистов, потери Стабфонда от инфляции в 2004–2008 годах составят 680 млрд руб. Однако премьер Фрадков, прислушавшись к рекомендациям Департамента экономики и финансов, пока отказался подписать предложенный на рассмотрение правительства проект. Претензии правительственных экономистов вызвало то, что в нем якобы нет расчетов и прогноза социально-экономических и финансовых последствий такого инвестирования. Также не были представлены проект договора банковского счета, структура, порядок расчета и зачисление процентов, которые ЦБ будет платить за неразмещенные остатки средств фонда.

С другой стороны, выплачивая долги, размещая деньги за рубежом и привлекая кредиты для госкомпаний, государство продолжает наращивать объемы внутреннего долга. В прошлом году он вырос на 11% и составил 851,1 млрд руб. По данным Минифина, в январе долг увеличился на 6,5 млрд и превысил 857,6 млрд руб. А в планах на этот год привлечение за счет эмиссии госбумаг еще 250 млрд, из них 186 млрд придется на ОФЗ, а на оставшиеся будут выпущены государственные сберегательные облигации для привлечения средств пенсионных накоплений.

Получается, что финансовая политика государства не только неэффективна, но и намеренно убыточна. Ведь, выпуская те же ОФЗ под 7%, Минфин в то же время предлагает разместить средства Стабфонда в иностранные казначейские обязательства, ставки которых намного ниже. Обычная доходность инструментов за рубежом, в которые ЦБ инвестирует золотовалютные резервы, составляет 0,75%. Если бы правительство намеревалось извлекать доход, то предпочтительнее был бы бурно растущий отечественный фондовый рынок или корпоративные бумаги. Тем более если прибавить сюда многомиллиардные кредиты госкомпаний, взятые в прошлом году у западных банков. Только сделка по приобретению «Газпромом» активов «Сибнефти» обойдется в десятки миллионов в виде процентных выплат кредиторам. Говорить об экономии за счет досрочного погашения долга или размещения Стабфонда в этом случае просто бессмысленно.

Напрашивается вывод, что страх инфляции в российском правительстве настолько силен, что ради сохранения макроэкономической стабильности оно осознанно жертвует рублем, при этом пытаясь сохранить достойный вид на внешнем рынке. Благо есть масса поводов для спекуляций. Начиная от кредитного рейтинга (в прошлом году последнее из трех ведущих мировых рейтинговых агентств Standard&Poors присвоило России инвестиционный рейтинг) и заканчивая бурно растущим фондовым рынком, который на деле привлекает лишь спекулятивный капитал, зарабатывающий исключительно на изменениях конъюнктуры рынка.

 

Алексей КУДРИН, министр финансов:

– Мы считаем позитивным уменьшать внешнюю задолженность, поскольку деньги брались под достаточно высокие проценты. Сейчас таких ставок нет уже на рынке… Внутренний долг растет лишь номинально. В отношении к ВВП он снижается. Мы ускоренными темпами замещаем часть внешнего долга на внутренний, считая, что это снижает риски в нашей финансовой системе. То есть мы имеем риски сами на себя в части выпуска своей валюты и уверенности в будущем своей валюты. Поэтому мы выполняем двуединую задачу: и погашаем досрочно долг, и замещаем часть долга, уменьшая его в отношении ВВП. Кроме того, этот долг является также ликвидным ценным долгом, в который вкладываются средства Пенсионного фонда. Иначе ему пришлось бы найти адекватные по надежности инструменты, а в таком объеме это сложно. Конечно, этот долг является ориентиром доходности для корпоративных ценных бумаг, но это его вторичная функция.