1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 5179

Ошибки в КБК – исправим вместе!

В процессе финансово-хозяйственной деятельности любая организация сталкивается с необходимостью уплачивать в бюджет установленные законодательством РФ обязательные платежи. А значит, нужно заполнять платежные документы. При этом «ошибки внимания» могут обернуться временными сложностями для организации. Одна из таких ошибок – неверно заполненный код бюджетной классификации. Попытаемся разобраться, к чему приводит неверное указание КБК и что нужно делать, если это уже случилось.

Классифицируем доходы бюджетов

Для начала вспомним, что такое бюджетная классификация и для чего нужен КБК.

Определение бюджетной классификации дано в ст. 18 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ). Законодатель понимает под этим группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Эта группировка нужна в первую очередь для составления и исполнения бюджетов.

Именно по тому коду, который присвоен платежу, органы Федерального казначейства РФ осуществляют учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и распределяют уплаченные налогоплательщиками денежные средства между бюджетами (п. 1 ст. 40, п. 1 ст. 166.1 БК РФ).

Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами определен Минфином России в Приказе от 16.12.2004 № 116н (далее – Приказ № 116н).

А непосредственно порядок применения бюджетной классификации установлен Приказом Минфина РФ от 24.08.2007 № 74н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации» (далее – Приказ № 74н).

Именно в этом документе раскрывается структура КБК.

Несколько слов о ней. Итак, КБК состоит из 20 знаков, которые представлены в виде четырех составных частей:

1. Главный администратор доходов бюджета.

2. Вид доходов (группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент).

3. Подвид доходов.

4. Классификация операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов.

Фактически, для налогоплательщиков КБК означает цифровой код, по которому они классифицируют платежи, которые обязаны уплачивать в бюджет в процессе финансово-хозяйственной деятельности.

И зачастую, уплачивая обязательные платежи, налогоплательщики делают ошибки в них, что может привести, в частности, к непоступлению денежных средств в нужный бюджет, а это, в свою очередь, приводит к возникновению проблем у плательщика.

А теперь попробуем разобраться, как происходит классификация платежей. Это нужно для того, чтобы потом понять суть некоторых проблем, которые могут возникнуть при неправильном указании КБК в платежном поручении, и выбрать правильный метод для устранения ошибок.

Сначала все бюджетные поступления аккумулируются на счетах Федерального казначейства РФ.

Согласно положениям Бюджетного кодекса РФ проведение и учет операций по кассовым поступлениям в бюджет представляют собой кассовое обслуживание исполнения бюджета (ст. 6 БК РФ). И осуществляется это кассовое обслуживание бюджета Федеральным казначейством (ст. 215.1 БК РФ).

Учет операций по исполнению бюджета ведется на лицевых счетах Федерального казначейства РФ (ст. 220.1 БК РФ).

Для кассового обслуживания исполнения бюджетов Российской Федерации Федеральное казначейство открывает в Центральном банке РФ счета, через которые и осуществляются все кассовые операции по исполнению бюджетов (ст. 215.1 БК РФ).

Что происходит с поступившими в бюджет денежными средствами дальше?

Приказом Казначейства РФ от 25.08.2005 № 12н утвержден общий порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.

Согласно данному порядку поступившие денежные средства учитываются Федеральным казначейством по кодам бюджетной классификации Российской Федерации.

А дальше происходит их распределение между бюджетами.

Согласно Приказу № 116н учет поступлений осуществляется по КБК, указанным в поле 104 расчетных документов, и распределяется между главными администраторами поступлений в бюджет.

Обратите внимание, что код главного администратора доходов бюджета (1–3-й, разряды кода классификации доходов бюджетов) состоит из 3 знаков и соответствует номеру, присвоенному главному администратору доходов бюджета. Это важно. Если перепутать эти цифры, то вернуть платеж будет технически намного сложнее. Но об этом чуть позже.

Главными администраторами доходов бюджета являются определенные законом о бюджете органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления, органы местной администрации, органы управления государственным внебюджетным фондом, ЦБ РФ, иные организации, имеющие в ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета (ст. 6 БК РФ).

В чем основная задача главного администратора доходов бюджета в части бюджетных полномочий?

Так, согласно положениям Приказа № 74н администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:

  • осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;
  • осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;
  • принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов;
  • принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства и др.

Это самые ключевые функции, имеющие принципиальное значения для налогоплательщика.

Таким образом, получается следующая цепочка движения денежных средств: через банк на счет Федерального казначейства, а уже оттуда по указанным первым трем цифрам КБК к конкретному главному администратору доходов бюджета.

А теперь посмотрим, что будет, если КБК указан неверно, и попробуем проанализировать типовые ситуации, которые могу возникнуть, и дать рекомендации по их исправлению.

Платишь налоги – проверяй КБК

Для начала несколько общих моментов.

Согласно подп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

Случаи, когда обязанность по уплате налога не признается исполненной, определены в п. 4 ст. 45 НК РФ. В частности, подп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ установлено, что обязанность по уплате налога не признается исполненной в случае неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. Если данные реквизиты в платежном поручении указаны верно, то обязанность по уплате налога считается исполненной.

Таким образом, неверное указание КБК в платежном поручении не является основанием для признания обязанности по уплате налога неисполненной.

Однако при этом налог может попасть как в тот же бюджет, в который и должен был попасть, так и в другой.

Налоговый кодекс предусмотрел порядок, который исправляет эту ошибку и изложен в п. 7 ст. 45 НК РФ. Если налогоплательщик нарушил правила заполнения поручения на перечисление налога и это не повлекло за собой неперечисление его в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, то нужно подать заявление об уточнении платежа.

При этом не имеет значения, попал налог в тот же бюджет или нет. НК РФ не ставит в зависимость от этого возможность применения подобного способа исправления ошибок.

Ведь согласно ст. 6 БК РФ под бюджетной системой понимается совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации.

Проанализируем этот порядок и определим алгоритм действий налогоплательщика, если досадную ошибку в платежном поручении он все-таки совершил.

Исправляем ошибки – уточняем платеж!

Предположим, мы допустили ошибку в КБК. А значит, нужно ее исправлять. Как мы уже сказали выше, порядок исправления ошибок в платежном поручении, не повлекших неперечисление налога в бюджетную систему РФ, как раз таких, как наша, определен п. 7 ст. 45 НК РФ.

Напомним, что в нашем случае речь идет о поле 104 (принадлежность платежа (КБК) в платежном поручении. Бланк платежного поручения приведен в Положении о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденном ЦБ РФ 03.10.2002 № 2-П.

Как только налогоплательщик узнал об ошибке, он должен подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о том, что в платежном поручении указан неверный КБК, с приложением документов, подтверждающих уплату указанного налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

В качестве подтверждающего документа можно приложить копию платежного поручения.

Согласно Положению о безналичных расчетах в РФ последний экземпляр платежного поручения возвращается плательщику в качестве подтверждения приема платежного поручения к исполнению. При этом в поле «Отметки банка» проставляются штамп банка, дата приема и подпись ответственного исполнителя.

Кроме того, в заявлении необходимо уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

Никакой утвержденной формы такого заявления нет, поэтому она составляется в произвольной форме.

Следующим действием будет проведение со «своей» налоговой инспекцией совместной сверки уплаченных налогов. При этом проведение сверки не является обязательной процедурой, но лучше ее соблюсти, дабы избежать последующих разногласий с налоговиками. Причем сверка может быть проведена как по предложению налогоплательщика, так и по инициативе налоговых органов.

Если инициативу проявляет налогоплательщик, то следует обратиться в налоговую инспекцию по месту учета с письменным заявлением.

Результаты сверки оформляются актом, который подписывают налогоплательщик и должностное лицо налогового органа. Форма акта утверждена Приказом ФНС России от 20.08.2007 № ММ-3-25/494@.

При этом в силу того, что в НК РФ дана размытая формулировка «сверка уплаченных налогов», то сверять будут все налоги. При этом точный срок проведения сверки в НК РФ не установлен.

В специальных строках акта стороны указывают выявленные разногласия, объясняют причины их возникновения, а также высказывают свои предложения в части их устранения.

При этом налоговый орган имеет право требовать от банка копию поручения налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, оформленного налогоплательщиком на бумажном носителе.

И банк обязан ее представить в течение 5 дней со дня получения требования налогового органа.

После этого, основываясь на заявлении налогоплательщика и акте совместной сверки уплаченных налогов (если она проводилась), налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налогоплательщиком налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства РФ. Форма решения и порядок ее заполнения утверждены Приказом ФНС РФ от 02.04.2007 № ММ-3-10/187@.

При этом Налоговым кодексом не установлен конкретный срок для принятия решения по уточнению платежа.

Следует отметить, что данный порядок распространяется в том числе и на плательщиков сборов и налоговых агентов (п. 8 ст. 45 НК РФ).

А если перепутали код главного администратора?

Порядок исправления ошибки в оформлении поручения очень подробно изложен в п. 7 ст. 45 НК РФ. Все было бы хорошо, если бы не одно но… Основываясь на п. 2 раздела V Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных «Расчеты с бюджетом» (далее – Рекомендации), утвержденных Приказом ФНС России от 16.03.2007 № ММ-3-10/138@, налоговики считают, что уточнить КБК при перечислении налогов можно только в том случае, если:

  • указан несуществующий вид дохода (разряды 4–8 КБК);
  • ошибка допущена в 9–11-м разрядах КБК – неверно указана подстатья доходов;
  • ошибка допущена в 12–13-м разрядах КБК – неправильно указан вид бюджета, в который уплачивается налог;
  • ошибка допущена в 14–17-м разрядах КБК – ошибка в коде программ;
  • ошибка в поле 105 – ошибка при указании ОКАТО.

А значит, если ошибка произошла в пределах 1–3-го разрядов кода классификации доходов, т.е был неверно указан код главного администратора доходов бюджета, уточнять платеж налоговые органы не будут. Несмотря на то что НК РФ не ставит данный порядок в зависимость от того, в пределах каких разрядов КБК была допущена ошибка.

И что тогда делать налогоплательщику? Как вернуть платеж, если он «ушел» к другому главному администратору. Например, если вместе с арендной платой на счет Росимущества попал агентский НДС.

Тут в определенной степени вступают между собой в противоречие нормы налогового и бюджетного законодательства. Дело в том, что в Бюджетный кодекс не предоставляет право главным администраторам бюджета осуществлять перераспределение платежей между собой самостоятельно, минуя органы Федерального казначейства.

И в этом случае уже нужно будет решать вопрос с главным администратором бюджета, на счете которого «завис» платеж.

Согласно п. 2 ст. 160.1 БК РФ именно главный администратор доходов бюджета принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Форма уведомления утверждена Приказом Минфина России от 16.12.2004 № 116н (код формы 0512086). При этом предварительно в тот орган, где «завис» платеж, налогоплательщику нужно подать в произвольной форме письменное обращение об уточнении реквизитов платежного документа о перечислении платежей на счет органа Федерального казначейства.

На его основании главный администратор бюджета, который не является администратором зачисленных в федеральный бюджет сумм, готовит уведомление в Федеральное казначейство об уточнении платежа.

После этого согласно п. 4 Приказа Минфина России от 16.12.2004 № 116н органы Федерального казначейства осуществляют уточнение вида и принадлежности поступления на основании данного уведомления администратора поступлений в бюджет

(По данному вопросу см. также позицию финансового ведомства, изложенную в Письме Минфина России от 11.03.2008 № 03-02-07/1-95.)

Банк ошибся не в вашу пользу

А что делать, если поручение заполнено верно, а ошибка произошла по вине банка, в момент когда оформлялись электронные платежные документы? И именно сотрудник банка неверно указал КБК, попросту сделал опечатку.

В этом случае сохраняется тот же порядок уточнения платежа, установленный п. 7 ст. 45 НК РФ. Только в своем заявлении налогоплательщик должен указать, что ошибка произошла по вине банка в момент формирования электронного платежного документа, и приложить копию платежного документа.

В этом случае согласно п. 2 разд. V Рекомендаций налоговый орган после сверки расчетов с налогоплательщиком запрашивает банк о представлении в налоговый орган копии расчетного документа, оформленного плательщиком на бумажном носителе.

При получении из банка копии расчетного документа, подтверждающего факт уплаты, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа. Если уточнение требует проведения операции через счет Федерального казначейства, то оформляется специальная форма.

В таком случае оснований для начисления налогоплательщику пеней не возникает. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной им в Постановлении от 17.12.96 № 20-П, Определении от 04.07.2002 № 202-О, пени являются дополнительным платежом, направленным на компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок. Эту позицию занимает и Минфин РФ (см. Письмо Минфина России от 13.10.2005 № 03-02-07/1-263) и разделяют судебные органы (см. Постановление ФАС Московского округа от 19.04.2005 № КА-А40/2886-05).

Что касается возможности привлечения налоговыми органами банка к ответственности за допущенную ошибку по ст. 133 НК РФ за нарушение им срока исполнения поручения о перечислении налога, то и в этом случае суды встают не на сторону налоговиков, а поддерживают позицию кредитных организаций. Мотивируют суды это тем, что данная статья предусматривает ответственность именно за несвоевременное исполнение поручений плательщика. А именно неисполнение платежного поручения в течение операционного дня (п. 2 ст. 60 НК РФ). А банки эти сроки не нарушают. (См. по данному вопросу постановления ФАС Уральского округа от 07.11.2006 № Ф09-9992/06-С7, от 21.09.2006 № Ф09-8439/06-С7, от 23.08.2005 № Ф09-3584/05-С7, ФАС Волго-Вятского округа от 14.03.2005 № А43-20008/2004-10-616.)

А пени?

Что касается начисления пеней, то, несомненно, налоговый орган их начислит, основываясь на положениях ст. 57, 75 НК РФ. Однако в рассматриваемом нами случае налоговики, принимая решение об уточнение платежа, обязаны произвести расчет пеней налогоплательщику со дня фактической уплаты налога по день принятия решения об уточнения платежа (абз. 5 п. 7 ст. 45 НК РФ).

Правда, есть один маленький нюанс, о котором не надо забывать. Как мы уже отмечали выше, конкретного срока ни для проведения сверки расчетов, ни для вынесения решения об уточнении платежа законодатель не установил.

А это значит, что, пока решение налоговым органом не принято, он может выставить требование на уплату начисленных пеней в соответствии с порядком, определенным ст. 46 НК РФ.

Кстати, если налоговики отказываются перерасчитать пени, то финансовое ведомство советует обжаловать их действия в судебных инстанциях. Обосновать свои требования можно положениями гл. 19 НК РФ, в частности нормы п. 1 ст. 138 НК РФ, согласно которой акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд (см. Письмо Минфина России от 14.11.2007 № 03-02-07/1-471).

Изложенный выше порядок вступил в силу с 1 января 2007 г. в соответствии с изменениями, внесенными в ст. 45 НК РФ Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ.

Мы полагаем, что распространить данный порядок возможно и на правоотношения, возникшие до 1 января 2007 г.

В силу п. 3 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

Положения п. 7 ст. 45 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ) дополнительно гарантируют защиту прав налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

Данная позиция подтверждается, в том числе письмами Минфина России от 13.09.2006 № 03-02-07/1-249, от 03.11.2006 № 03-02-07/1-307.

И еще. Обращаем внимание на следующее.

До введения данного порядка судебная практика шла по пути признания неправомерным начисления пеней, если платеж поступал в бюджет того же уровня (см. по данному вопросу постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.05.2006 № А74-4342/05-Ф02-2461/06-С1, ФАС Московского округа от 04.09.2006 № КА-А40/8483-06, ФАС Северо-Западного округа от 20.04.2006 № А05-11712/2005-28).

А это означает для налогоплательщиков следующее. Если они не могут до сих пор разобраться с подобными платежами, уплаченными до 2007 г., то решения налоговиков о доначислении пеней можно оспорить в судебном порядке.

Платили взносы во внебюджетные фонды и... ошиблись

А если ошибка в КБК возникла при уплате взносов во внебюджетные фонды, например в ПФР? Что тогда?

Вследствие неверного указания КБК при уплате взносов в ПФР у страхователя возникнут те же проблемы, как и в случае с налогами.

Порядок зачета (возврата), перераспределения излишне уплаченных сумм, а также орган, осуществляющий зачет (возврат), Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» не установлены (за исключением случая возврата ПФР страховых взносов страхователям, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены (п. 1 ст. 13 Закона № 167-ФЗ).

Изначально контролирующие органы придерживались мнения, что распространить на страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию порядок зачета (возврата), перераспределения излишне уплаченных сумм налога, сбора, а также пеней нельзя (см., например, письма Минфина России от 04.12.2006 № 03-02-07/1-337, от 15.11.2006 № 03-02-07/1-323, УФНС России по г. Москве от 31.03.2006 № 21-13/25284). Поэтому плательщикам отказывали в осуществлении зачета (возврата), перераспределении излишне уплаченных страховых взносов в ПФР, объясняя это различной правовой природой налога и этих платежей и отсутствием у данных органов в этой части соответствующих полномочий.

Однако теперь позиция финансового ведомства изменилась.

Теперь, по мнению Минфина, налоговые органы могут принимать решения о зачете (возврате) излишне уплаченных (взысканных) сумм взносов, уточнять соответствующий платеж. Обосновывается данная позиция тем, что именно налоговые органы и являются администраторами поступлений в бюджет пенсионных взносов (см. Письмо Минфина России от 12.05.2008 № 03-02-07/2-87).

Судебная практика по данному вопросу складывается также в пользу плательщиков взносов.

(Подробнее см. в «Бухгалтерском приложении» № 29, 2008 г.)